Глава из книги "Родиться по собственному желанию"
.Акушерка, духовная акушерка, повитуха.
Акушерство — это «наука о физиологических и патологических процессах, связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом»(1). Слово "акушер" происходит от французского accoucheur, что в дословном переводе означает "тот, кто стоит у ложа", а в более привычном значении — помощник при родах. Современное акушерство рассматривает лишь физиологическую, естественнонаучную сторону процесса беременности и рождения человека.
На Руси помощь при родах оказывали повитухи («повивать» – принимать младенца) или «принимальные бабки», опыт которых передавался из поколения в поколение (См. Кто такая повитуха). Эта деятельность всегда имела не только физиологический, но и духовный аспект. Возвращение профессии повитухи предполагает возрождение духовно-психологической составляющей ведения всей беременности и родов.
Но поскольку у нас все обязаны состоять на учете у врача во время беременности, то получается, что беременность — это физиологическое состояние, которое должно быть подвержено лечению. И лечить надо всех, так как мы сейчас все нездоровы. Нет здоровых людей. Но, даже, не смотря на то сложное время, в которое мы живем, совершенно невозможно согласиться с подобным утверждением. Изучая материалы, касающиеся этого вопроса, я наткнулась на публикацию, написанную польской акушеркой Станиславой Лещински(2). Она была во время войны в лагере смерти — Освенциме — и выполняла свой долг — принимала роды у женщин. Ее деятельностью заинтересовалось даже немецкое руководство, потому что за все время ее деятельности у нее не было ни одного мертворожденного ребенка и ни одного случая смерти роженицы, хотя все они пребывали в нечеловеческих условиях. «У истощенных до последней крайности женщин в тяжелейших условиях лагерного барака рождались розовые пухленькие здоровые дети»(3) — пишет Лещинска. А нам сейчас внушают, что все женщины настолько нездоровы, что должны рожать детей только под пристальным наблюдением врачей и только с медикаментозной помощью. Неужели наши условия жизни — пусть и очень трудные — можно сравнить с условиями в концлагере?!.. Так почему же там женщины могли сами рожать здоровых детей, а современная женщина не может родить сама без стимуляторов, лекарств, антибиотиков, наркозов, кесаревых сечений?!
Хочется показать и подсказать женщинам, вынашивающим и рожающим своих детей, что у нас не настолько плохое здоровье, чтобы мы были не в состоянии производить на свет здоровых детей, просто нужно не лечить нас от беременности, а дать нам возможность самим рожать своих детей. Человеку необходимо самому прожить свою жизнь, неся ответственность за все, что с ним происходит, и, понимая это, искать свои пути, не отдавать себя под руководство или контроль машин и механизмов. Это единственный способ найти себя. Женщина должна понимать — это её труд, её ответственность, её ребенок, её жизнь. Как живешь — так и рожаешь!
В наше время хорошо известны работы современных ученых Хасанова А. А., Мальцевой Л. И. и Хамитовой Г. В., которые проводили социолого-медицинские исследования «Домашние роды в России». В частности, там говорится следующее: «Убедившись в травматичности некоторых общепринятых акушерских пособий (чрезмерная защита промежности, тракции за головку плода и повороты её с целью выведения плечевого пояса и т. п.), мы заинтересовались состоянием детей, родившихся не только без каких-либо акушерских манипуляций, но и вообще без медицинской помощи — дома, без врача или акушерки.
Для выяснения этого вопроса мы проанализировали 110 так называемых домашних родов. За контрольную группу приняты показатели работы родильного отделения кафедры акушерства и гинекологии № 1 Казанского ГИДУВа. Общий процент осложнений родов в домашних условиях и в стационаре равнялся соответственно 70,8 и 78,0 (то есть в домашних условиях показатель значительно меньше).
Сравнив полученные результаты, мы обнаружили неожиданную закономерность: там, где роженицы лишены акушерской помощи, происходит не ухудшение (логично ожидаемое), а улучшение исхода родов для матери и плода.
Чрезмерное увлечение мануальными и инструментальными приёмами, принятыми в акушерстве, способно нередко нанести больше вреда, чем невмешательство в естественный многотысячелетний процесс деторождения. Многоделание и нетерпеливость в акушерстве только вредят.
Родоразрешение женщин минимальной группы риска при нормальном течении беременности и родов в домашних комфортных условиях в окружении близких родственников и в присутствии акушерской бригады с терпеливым бережным ведением родов и рациональным невмешательством в физиологический процесс — одно из желательных и перспективных направлений развития современного родовспоможения»(4). (Полный текст статьи: «Домашние роды в России ».)
Теперь нужно пояснить различие в профессиях: духовный акушер, домашний акушер и повитуха. Для многих в этих терминах нет разницы, и средства массовой информации по неграмотности своей тоже часто смешивают эти понятия. А это в корне неверно.
Движение духовного акушерства возникло в Америке в конце 60-х годов в среде людей, которые не хотели жить по правилам социума и пытались выстроить свою жизнь вне его. Эти люди тогда создавали коммуны, жили по своим законам, не принятым в обществе. Подробно о возникновении движения духовных акушеров можно прочесть в книге: Ina May Gaskin «Spiritual Midwifery», 1977(5). В конце восьмидесятых годов эта книга появилась в России, но на русский язык была переведена только та небольшая часть, где написано, что любой может принимать роды, а глава, в которой говорилось о том, что коммуна была оснащена медицинскими приборами по последнему слову техники, что у них была реанимационная палата для матери и ребенка, кувезы для доращивания и т. п., а также дежурный доктор-профессионал высокого класса, была пропущена, и многие не вполне верно поняли суть этого движения — потому возникло направление духовного акушерства, в котором не принималась во внимание профессиональная помощь, а считалось, что достаточно сидеть вокруг рожающей женщины взявшись за руки и под гитару петь «эзотерические напевы». Именно из подобной практики выросли как грибы «рассказки» об ужасах домашних родов. Я считаю, что такое словосочетание как «духовный акушер» в принципе не имеет права на существование, потому что акушер — независимо от того, работает ли он в рамках медицинского учреждения, или вне его — может быть только профессиональным или непрофессиональным, а все остальное — это просто группа психологической поддержки.
Домашний акушер по определению это врач, который имел или имеет акушерскую практику в роддоме и ведет роды на дому со всеми акушерскими и медицинскими выкладками. Медик-акушер, имеющий специальное медицинское образование, имеющий практику в медучреждении, опыт работы в системе здравоохранения, и, опираясь на этот опыт, он принимает роды в домашних условиях. Это может быть, например, семейный врач или фельдшер в деревне.
Повитуха или повивальная бабка — в наше время почти забытая профессия, своими корнями уходящая в глубокое прошлое, в народные традиции (см. История повивального дела). Современная повитуха — это дипломированная акушерка, которая в свою практику включает традиции родовспоможения Древней Руси. И сама она должна жить в православной традиции. Воцерковленный, православный человек. К повитухе всегда предъявляются высокие требования, как к человеку, выполняющему настолько ответственную работу. «В звании своем испытанная, притом благонравна, строго поведения и трезва». То есть повитуха — это богобоязненный человек, с высокими морально-этическими принципами жизни. Деликатный человек, которому можно доверить самое сокровенное, зная, что она способна сохранить семейные тайны. Человек точно и неуклонно исполняющий свои обязанности. (См. Современное повивальное дело).
Общие изменения политического жития в стране отменили повитушество, породили роддома. С развитием общества, науки интеллект начинает заменять природу. А акушер должен учиться у природы, учиться на практике. Роды — самый естественный физиологический процесс, и если бы в нем было бы что-то недоработано, человеческий род угас бы давным-давно. Мы доверяем природе, то есть мы доверяем женщине, и она сама доверяется своим ощущениям. Ведь женщина, мать — это тонкое природное создание. Случается, женщина говорит мне о том, что знала секунду, когда зачала ребенка, потому что чувствовала, когда в ее тело вошла его душа. И как это непоправимо, что современное развитие общества, развитие науки, медицины приводит к тому, что подобные тонкие переживания женщины называют в лучшем случае неврозом, а в худшем — больной фантазией. Забыли люди, что человек мог с Богом разговаривать, и осуществлять свое духовное развитие с самой первой секунды своей жизни — для этого нужно повивальное искусство, и для этого нужна повитуха.
Моя работа — вплетаться в жизнь людей, выстраивая отношения с семьей, сродняясь с ней, участвуя в ее жизненных коллизиях. Человек моей профессии допускается до самого сокровенного семьи, до ее закулисной жизни. Иначе не докопаться, не понять, можешь ли ты им помочь, нужна ли ты там, те ли это люди, которым ты призвана помочь, разрешается ли тебе участвовать в их судьбе.
Повитуха входит в семью, образуется единый организм, которому надо потеть, дышать, тужиться (См. Повивальное искусство). Она пришла помочь при рождении ребенка, и ей доверяют интимные подробности семьи, от которых может зависеть благополучный исход родов.
Пытаясь чрезвычайно правдиво описать подобные жизненные ситуации, мы не побоялись открыть все грани этой профессии.
Роды по-честному. (См. Ода родам).
Для многих это экзотика, для кого-то — безумие, для кого-то — единственно возможный путь.
Подобное тянется к подобному!
Есть люди, которые в этот самый трогательный момент жизни — рождение ребенка — хотят быть самими собой, не подчиняться каким-то правилам, не испытывать давление извне. Люди хотят пережить рождение своего ребенка как высокодуховное интимное событие, а не как медицинскую процедуру.
(1) В. И Бодяжина. Акушерство. М.,1968. С. 3.
(2) Лещинска С. Рапорт акушерки из Освенцима//HOMO AMANS — Человек Любящий, 1999, Сентябрь. С. 10.
(3) Там же. С. 12.
(4) Хасанов А. А., Мальцева Л. И., Хамитова Г. В. Домашние роды в России.
(5) Возможно, теперь можно найти в Интернете полную версию этой книги на русском языке. К сожалению, до настоящего времени нам встречались в русском переводе только небольшие части книги.