Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ТРАДИЦИЙ ПОВИВАЛЬНОГО ДЕЛА»

В 2005г. произошло очень важное событие. Большинство акушеров Питера, которые ведут естественные домашние роды, решили объединиться и создать Учреждение «Национальная Школа Традиций Повивального Дела». Цель этого объединения – в первую очередь – просветительская деятельность, включающая в себя написание книг, статей, организация выставок, проведение лекций и обучающих семинаров, выступления на радио, создание фильмов о подготовке женщины к родам и естественном родоразрешении.

Система здравоохранения приучила женщину к медикаментозному вынашиванию беременности и родоразрешению. Это привело к удручающей статистике: здоровых детей практически почти не рождается. Ситуация усугубляется еще и тем, что медицина в последнее время стала коммерческой. На беременных и рожающих женщинах делают деньги.

В настоящее время среди акушеров, занимающихся домашними родами, тоже находятся такие, которые превращают служение ближнему в коммерческую деятельность. Это приводит к низкому качеству работы, психофизическим травмам женщин и новорожденных и даже к гибели детей. Мне очень больно наблюдать, как домашние роды начали попираться средствами массовой информации, благодаря деятельности таких предпринимателей.

Школа Традиций Повивального Дела призвана блюсти чистоту профессии, и открыто заявляет, что такое коммерческое домашнее акушерство не имеет отношения к Повивальному Делу.


 Концепция – обращение Учреждения

«Национальная Школа Традиций Повивального Дела»

Направление деятельности: развитие отечественной системы родовспоможения, основанной на национальных традициях повивального дела и достижениях современного акушерства и перинатологии. (далее – Направление)

I. Цели и задачи

II.Развитие Направления. Основные принципы.

III.Акушерство и Повивальное дело.

IV.История развития Повивального дела.

V.Современное Повивальное дело.

VI.Проект «Повивальный дом».

Коллектив Учреждения «Национальная Школа Традиций Повивального Дела» (рег.№ 1057813308838), зарегистрирована в декабре 2005 года в Санкт–Петербурге. Участники этого коллектива уже более 20 лет, видят свою задачу в сохранении исторического наследия и популяризации традиционных духовных, нравственных ценностей культуры в системе отечественного перинатологии и родовспоможения.

В заявлении церковно-общественного форума «Духовно – нравственные основы демографического развития России» (18-19 октября 2004 года, Москва, зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя) многое говорится о важности развития духовно–нравственной основы в комплексном подходе решения задач выхода из демографического кризиса. Надеемся, что наша деятельность - возрождение традиций национальной школы повивального дела, есть реальный вклад в антикризисную политику, и может рассматриваться как дополнительный ресурс комплексного подхода государственной стратегии.

Для нас материалы этого форума еще раз подтвердили необходимость объединения участников, создания учреждения и развития Направления.

Русь всегда славилась своими богатырями. Сейчас их рождается все меньше и меньше. В своем интервью министр обороны сетовал: «Куда девались русские богатыри?» Родину защищать некому, нет здоровых воинов. Не секрет, что на призывных комиссиях большой отсев по здоровью. Научно доказано, что определяющее влияние на жизнь и здоровье человека оказывает период его внутриутробного развития и само рождение. Среди родившихся у нас, многие ребята уже возвращаются из армии. Нам важны отзывы специалистов в комиссиях призывников: «Поздравляем, у Вас стопроцентное здоровье».

За годы практики участниками Учреждения накоплен большой опыт работы с семьей, естественного ведения беременности и родоразрешения, разрабатываются методики, ведется научно-исследовательская работа.


Цели и задачи.

Цель: возрождение отечественной системы родовспоможения, основанной на национальных традициях повивального дела, и обогащение её достижениями современного акушерства и перинатологии.

Для достижения этой цели Школа ставит перед собой следующие задачи:

  • накопление и сохранение имеющегося опыта православной культуры направленной на ожидание, рождение семьей ребенка,

  • продолжение отечественных традиций повивального дела и адаптация их к современным условиям, сохранение достояния профессиональной школы «Российское Повивальное Дело» и всемерное направление деятельности на службу Отечеству,

  • сохранение преемственности профессиональной традиции через лекции, семинары и другие формы передачи опыта.

  • реализация научного подхода в развитии системы родовспоможения,

  • обогащение современного информационного пространства перинатальной культуры и акушерства научными и практическими результатами достижений Школы Повивального Дела,

  • содействие сохранению и популяризации достижений Направления и создание в обществе атмосферы уважения отечественных идеалов дела родовспоможения, сохранения чести и достоинства образа повитухи – акушера,

  • разработка механизма официального взаимодействия с медицинскими учреждениями.


Развитие Направления.

Развитие Направления имеет глубокие корни в отечественной истории родоразрешения. Школа Повивального Дела представляет этот опыт в качестве важной части современной культуры рождения ребенка как в домашних условиях, так и для системы роддомов.

Для всех нас сегодня в пространстве новой технологичности, биохимизации, модернизации важно сохранить ценности духовных, нравственных традиций отечественного опыта и обогатить ими пространство перинатальной культуры.

Развитие тенденций в современном обществе, ориентированных на демократичный подход, дает возможность самому обществу создавать здоровые механизмы саморазвития и реализации, механизмы, которые возрождает народная инициатива, как событие социально–значимого творческого подхода.

 

Основные принципы Направления.

  • Религиозно-православное.

  • Народное (этнография, фольклор - коренные этносы России).

  • Этическое-культурологическое.

  • Природно-гуманистическое.



Акушерство и Повивальное дело.

В России исторически сложилось так, что роль повитухи, ее профессиональный подход, складывались из комплекса взаимодействий:

  • подготовка семьи к родам,

  • ведение родов,

  • принятие ребенка,

  • сопровождение семьи после родов.

Само значение повивального дела, было близко к понятию «служение», «предназначение» и означало:

  • знание физиологической системы родов, обладание всеми необходимыми навыками,

  • ведение духовно–нравственной подготовки семьи в дородовый период, в родах и в дальнейшем по мере необходимости (в послеродовом периоде).

Духовно– нравственная составляющая определяла статус и являлась важной частью профессионализма повитухи.

Повивальное дело заключалось в комплексном подходе - «дух – душа – тело» роженицы и ребенка, поэтому существовала необходимость владения отечественными духовными традициями, нравственной культурой и соответствующими личностными качествами (которые формировались и контролировались обществом) и акушерской грамотностью.

(Смотри статью "Акушерка, духовная акушерка, повитуха")

Направление акушерства развивалось как медицинская, физиологическая, медико-техническая часть родовспоможения, абстрагируясь от культурных и духовных устоев роженицы и ее семьи.

Вследствие этого большой процент женщин, рожающих в условиях современного роддома, испытывают на себе тяжесть методик официального родоразрешения. Их этическим представлениям часто не соответствует реальная ситуация в роддомах. Как следствме, они не желают повторения этого опыта. Женщина, которая хотела и могла бы иметь двух-трех детей, испытав этический или психологический стресс, зачастую отказывается от последующих родов.

Также, к сожалению, можно отметить, что в современной методике родоразрешения официально используется химическая стимуляция рожениц и обезболивание. И то, и другое - наркотический удар по младенцу и женщине. На практике - большой процент неоправданных кесаревых сечений (существует прямая материальная заинтересованность в них роддомов), детского травматизма и психофизических женских травм.

Ряд послеродовых инфекционных болезней у матерей и малышей происходит от адаптации к чужеродной бактериальной флоре больницы. Их начинают «лечить» антибиотиками, нарушая естественные биологические процессы организма младенца прямым воздействием или через молоко матери.

Современная картина развития акушерской практики в России такова: под угрозой утраты оказывается именно отечественный профессиональный опыт комплексного подхода в системе родоразрешения, который был отражен в традиции повивального дела. (Конечно, без учёта архаичных суеверий и обрядов).

Важно сохранить и поставить на «рельсы» нового времени саму традицию комплексного и личностно-ориентированного подхода, как достояние национальной профессиональной школы России.

Комплексный подход в родовспоможении выражается в следующем:

    • полнота знаний: владение широкой практикой родоразрешения с точки зрения медицины и физиологической оправданности,

 

    • глубокое знание культурных и духовных традиций: безусловная любовь к людям, детям, терпимость к психологическим особенностям людей и возможность способствовать самореализации в родах, ведущей к расцвету женского начала,

 

    • искусство находить в общении индивидуальный подход к каждой женщине,

 

    • высота духа: молитвенное служение, чистота веры, владение основами православного подхода к родам и обрядам принятия младенца.

 

(Смотри также "Повивальное искусство")

Для современного пространства перинатальной культуры чрезвычайно важны духовно–нравственные ориентиры семей, ожидающих рождение ребенка, разнообразные, сформированные в условиях современного общества.

Современная семья хочет и может делать выбор системы подготовки и родоразрешения в той духовно-нравственной традиции, которую она считает для себя значимой; для современной семьи все более важна этическая и эстетическая сторона современной перинатальной культуры.

Рассматриваемый здесь комплексный подход связан и обусловлен важностью в родовых процессах опыта морфогенетической памяти роженицы и возможностей личностно-ориентированного подхода: повитуха – ребенок – роженица – семья. См. Обсуждение...



История развития Повивального дела.

Православная традиция.

В Петербурге вот уже более 30 лет происходит возрождение профессии повитухи, продолжая традицию на Руси Бабушки Соломониды. Ошибочно считалось, что «повитуха» - темная, необразованная бабка. С середины 18-го века до 1917 года в России существовали высшие и средние учебные заведения – Повивальные институты. Существовал определенный свод правил и норм, в том числе и морально-этических, Устав повивальным Бабкам. По окончании института повитуха давала клятву следовать Уставу, принимая присягу на Библии перед Богом.

В требнике Патриарха Иосифа от 1651г. есть чинопоследование, которое служилось во время рождения ребенка, когда приглашали священника молитвенно помочь роженице. Оно состоит из восьми молитв: на освящение места (дома), где проходят роды, молитвы о женщине, о ребенке. Интересно, что три молитвы из восьми читаются «бабе, отроча приемшей», то есть повитухе. Этот чин помогает во время родов и сегодня.

Многие годы нас поддерживали священники в храмах Петербурга, Москвы, монастырей России. Настоятель храма «Неупиваемая Чаша» протоиерей Иоанн Миронов все годы активно поддерживал нас и окормлял в этой работе. Батюшка Николай Залитский (Гурьянов) давал благословение на этот труд - родоразрешение в православной традиции, и называл это «Ангельский труд». Отец Гермоген из Снетогорского монастыря еще в 1988 году, и отец Василий Лесняк из Спасо–Парголовского храма благословляли и молитвенно поддерживали.

См. также статью "Акушерка, духовная акушерка, повитуха"


Современное Повивальное дело.

В настоящее время очень востребованной оказывается система родовспоможения, основанная на профессионализме повитухи, готовящей женщину в роды, помогающей ей в родоразрешении и в последующем восстановлении. Разработанная методика сочетает в себе традиционные практические наработки, существовавшие в России, и достижения современной медицины. Все участники развития повивального дела имеют медицинское образование и опыт работы в роддомах, проходят курсы повышения квалификации в области медицины, психологии, педагогики, участвуют в научных конференциях по данным проблемам.

Можно обозначить следующие характерные преимущества естественных, домашних родов:

    • Происходит физиологическая подготовка женщины к родам по эффективной естественной методике, отличной от принятой в женских консультациях, а также подготовка всей семьи в психологической и духовной сферах.

 

    • Роды проходят естественно без стимуляции, обезболивания и лишних медикаментозных вмешательств.

 

    • Ребенок рождается в окружении семьи. Отец становится главной опорой мамы в процессе родов. Семья плавно переходит из состояния беременности в состояние наличия ребенка.

 

    • У женщины после родов быстро восстанавливаются силы. Ее окружают родные стены и тепло семьи.

 

    • Существенно снижается риск инфицирования матери или ребенка. Совместная жизнь супругов создает дома общую бактериальную флору, знакомую и малышу, находящемуся еще в утробе матери.

 

    • Осуществляется послеродовой уход за матерью и ребенком. Повитуха становится как бы членом семьи, домашним доктором, и нередко после родов семья поддерживает с ней связь в течение нескольких лет, советуясь по вопросам здоровья и воспитания своего малыша.

 

Благодаря развитию нашего Направления, со стороны женщин возрастают требования к роддомам. В официальной системе родоразрешения за последнее время стали происходить изменения к лучшему. Надеемся, что наш опыт, радение и далее будут служить созданию благотворных тенденций в роддомах, в системе современного акушерства.

 

Проект «Повивальный дом»

Идея создания «Повивального дома» родилась уже очень давно и находит широкий отклик у общественности.

В некоторых редких случаях по ряду медицинских показаний роженице или ребенку необходима помощь в условиях стационара. В настоящее время иногда случаются ситуации, когда женщину необходимо отправлять в роддом, для дополнительной медицинской помощи. Что там её в большинстве случаев ожидает, кратко описано в главе Акушерство и Повивальное дело.

Для матери и для ребенка лучше и безопаснее, если роды совершаются в освященном, благословленном месте.

Необходимо создание «Повивального дома», со своей базой подготовки к родам (баня, бассейн, гимнастический зал), родильной палатой, операционной и палатой послеродового ухода за ребенком и матерью, с отдельной кухней и комнатой для отдыха и общих собраний.

Разработаны методика подготовки женщины и всей семьи к родам, методики самих родов и послеродового ухода. Есть необходимые квалифицированные специалисты.

Традиции повивального искусства возрождаются энтузиастами в домашних условиях в течение уже более чем тридцати лет. Хотелось бы, чтобы на базе этого Повивального дома, возрождалось естественное родоразрешение, и чтобы больше и больше женщин могли прибегнуть к нему и имели бы желание рожать не по одному ребенку. Чтобы возродилась традиция многодетности в России. Слова Евангелия «Женщина спасается чадородием» жили бы в стенах этого Повивального дома.

Сама концепция такой структуры находится в стадии разработки.

Приглашаем к обсуждению и сотрудничеству.

Началось строительство банного комплекса на базе которого будет основываться Повивальный дом с возможностью дородового и послеродового пребывания (в том числе иногородних).

Благое дело нуждается в финансировании. Будем благодарны Вам за любую сумму благотворительного пожертвования.

Реквизиты для перечисления добровольного взноса Вы найдете ЗДЕСЬ.

 

Повивальное искусство