Зовут меня Антон. Мы с женой живем в сельском приходе в сорока шести километрах от Пскова, храм наш освящен в честь архангела Михаила. С женой мы обвенчались в 1992’году, и живем уже пятнадцать с половиной лет. У жены к моменту венчания было двое детей от первого брака, нашего первого совместного ребенка звали Серафима. Конечно, нам полезно и нужно думать, что всякие скорби, несчастья происходят с нами от грехов наших. Мы понимаем смысл этих слов не понаслышке, потому что первый наш общий ребенок был болен гидроцефалией (водянка мозга). Это мы узнали не сразу, и очень благодарны Ирине Мартыновой, за то, что она помогла в тот трудный момент, повела Веру к врачам, сделали УЗИ, и оказалось, что голова ребенка в утробе намного больше положенного размера. И Ирина решилась на очень непростую вещь: помочь Вере родить при окружности головы ребенка в утробе сорок три сантиметра — специалист это, конечно, может понять (Роды 299).
Чувства у нас тогда были разные, да, что там говорить, разные, просто мы впали в величайшее уныние. Тут было задето очень много наших таких сторон, которые в мире кажутся естественными и похвальными даже, например, тщеславие, гордость. Как же так — у нас все было в порядке, жена моя медалистка, умная женщина, медсестра, у меня тоже все всегда было отлично. А теперь я, к тому же, живу при Церкви, должна следовать помощь Божия, поспешение во всем нам, и тут такой удар по гордости. Но, конечно, мы тогда духовную жизнь только начинали, и Промысла Божия вообще не могли ни понять, ни постичь. И мы очень унывали, бегали по врачам, профессор дал три дня жизни этому ребенку. Девочка родилась бездыханной, положили ее в уголок в пеленочке, и пока Ирина женой моей после родов занималась, кошка ее подошла к ребенку, обнюхала, может, даже облизала, и ребенок ожил! Акушерка крестила ее «повитушеским» крещением — есть у нее благословение на совершение этого обряда, если ребеночек в тяжелом состоянии, нарекли ее тогда Агафьей. И девочка начала жить, даже сосать грудь. Потом мы ее отнесли в Церковь, и хороший священник, отец Игорь (Есипов), крестил ее с именем Серафима.
И после этого как-то постепенно-постепенно начало раскрываться перед нами, что Господь любое тяжелое положение может преобразовать. Преобразовать на пользу наших душ. Потому что все зависит от нашего отношения к внешним обстоятельствам и от нашего отношения к тем скорбям, которые нам посылаются. Мы начали эту девочку, во-первых, причащать, каждую службу батюшка ее причащал. Она родилась красивой девочкой, красивой, даже мороз по коже пробирал: такое уродство, как в миру говорят, и дивная красота лица, такое несоответствие. И вдруг она начала раскрываться как цветок. Дело в том, что словом она никогда не владела, эта девочка, она лежала все время и выражала только какие-то свои душевные ощущения: радость, печаль — плачет, смеется. Зрения у нее тоже не было, она видела только свет и тень. Но вдруг мы стали замечать, что она просыпается по утрам, часов в шесть — да, как птичка небесная встает со светом, — и радостно восклицает, смеется… Звенит как колокольчик, так радостно, радостно, и тянет свои ручки к чему-то, играет с чем-то невидимым. Потом духовные люди нам сказали, что она играет с Ангелом-Хранителем. И это было для нас наблюдением такой чистоты, такой радости Небесной, это для нас явилось в нашей семье таким светом, что мы себя начали ощущать недостойными такого присутствия, такого явления. Просто чудо Божие от самого начала. Мы ухаживали за больным ребенком, постепенно у нас появились другие дети, уже здоровые, крепкие.
Причем детей мы рожали только дома. Рождение человека — это же тайна, это величайшее Таинство. Как можно множество людей вовлекать в Таинство рождения нового существа, нового человека в мире? Но это у меня такое мировоззрение, я иначе и думать не могу. И мы, конечно, очень боялись при следующей беременности, мало ли что-нибудь повторится, но все анализы, даже генетический анализ, показал, что всё в порядке. И пришлось, хотя это очень вредно (см. УЗИ - за и против.), сделать УЗИ, посмотреть заранее, все ли с ребенком хорошо, и наша акушерка, а к тому времени уже и большой наш друг, Ирина Александровна, тоже посмотрела жену мою перед родами и сказала: «Все должно быть хорошо». И, конечно, перед каждыми родами, на каждого ребенка, на рождение его дома мы брали благословение у нашего духовного отца, старца Николая (Гурьянова), который жил на острове Залита. Постепенно у нас появилось еще трое детей, они росли рядом с этой девочкой, и у них тоже рождались сострадание и любовь, и все они ее любили, все любили и ухаживали за ней, помогали маме. Не любить ее было невозможно, потому что мы ее воспринимали как Ангела. Но постепенно физическое ее состояние, физиологическое, ухудшалось, появились судороги, и они длились все дольше и дольше до трех-четырех часов, если не пять, даже семь часов. И она уже перестала смеяться, но наш приходской священник, настоятель нашей церкви, протоиерей Георгий причащал ее каждую службу, каждую литургию.
В 2000 году на Духов день, когда нас не было дома, а дети гуляли, девочка отошла ко Господу. Мы ее приготовили к погребению, положили в гробик. И вот это отпевание по младенческому чину, которое проводил наш настоятель протоиерей Георгий… Это очень трудно выразить, трудно передать, но было такое ощущение, что Небо соединилось с землей, как будто такая благодать Божия, такая радость была на этом отпевании, что даже представить себе невозможно. Мы с женой плакали не от печали, мы плакали от духовного умиления. И красота чина младенческого отпевания, и благодать Божия, подаваемая через, я думаю, мощь этой девочки, и просто видно было воочию, как Ангелы радовались за ее душу, которую безусловно, безусловно Господь взял к себе.
Прошло еще очень мало времени с того момента, и я думаю эта история не закончена, еще как-то проявится в нашей жизни… У Бога нет мертвых, у Бога все живы, и чем больше благодати и славы имеет человек у Бога, тем ближе он к нам, тем он больше нам сострадает и больше нас любит, как Господь, всех любит. И я думаю, что Серафима своими молитвами нас поддерживает и помогает нам, и мы это будет чувствовать всю жизнь. Всего детей у нас семеро, это без Серафимы покойной, и я думаю, что она послужила для всех нас, как яркая звездочка, как хорошее светлое воспоминание, которое освежает душу, когда к нему возвращаешься.
Простите меня за такой нескладный рассказ, мы тут занимаемся сельским хозяйством, огородами, козы у нас. У жены стирка, у мужчин хозяйственные дела, строительные, крестьянские всякие, поэтому говорить нам приходится редко, говорить мы не особенно умеем…
Вера, мама большого семейства. Всех своих детей, кроме первого, я рожала с Ирой. Первого я тоже хотела родить дома, но не получилось, первый ребенок у меня родился в роддоме. Этих впечатлений мне хватило на всю оставшуюся жизнь, больше я ни под каким видом не хотела рожать в больнице. Второго ребенка я рожала дома, и Ирина помогала мне в родах, а потом и третью Агашу-Серафиму с Ирой вместе рожали. А дальше все последующие беременности Ирина осматривала меня подробно, наблюдала и рассказывала, какие роды будут, какой пузырь, как поступать в том или ином случае, т. е. давала подробную инструкцию, как нам самим это все сделать, справиться. Поэтому она, хоть и не принимала остальных, но все равно присутствовала, помогала. А рожали мы сами, у себя дома, справлялись, с Божией помощью и благодаря подсказкам Ирины, самостоятельно.
Вот некоторые говорят: «Мы бы, может быть, и родили бы, но у нас условий нет, зарплата маленькая, квартирка маленькая, один ребеночек есть, и хватит нам». Но мне кажется, что таких условий, которые бы во всем удовлетворяли, никогда не будет. Запросы все время растут, все время чего-то не хватает, а потом уже, вроде бы, все есть, а поздно, или возраст, или здоровье не позволяет, или просто люди уже привыкли только для себя жить им так комфортно, у них работа, дела, а ребенку в такой жизни уже места не остается. Но очень часто люди потом понимают, что без детей жизнь какая-то пустая становится, нет настоящей полноценной семьи, одиночество вдвоем…
Не очень хочется эту тему поднимать, но, наверное, необходимо, потому что ведь многие в наше время даже не задумываются: а что такое на самом деле химическая и механическая контрацепция. Спирали, гормоны — если рассматривать механизм их работы, то он построен чаще всего на том, что убивается уже оплодотворенная яйцеклетка, то есть, уже живая душа, то есть, это все равно аборт, другими словами — убийство своего чада во чреве. И просто страшно даже подумать, как тяжело жить, зная, что ты постоянно убиваешь своих детей. Не просто так все эти химические препараты столько всяких осложнений и побочных эффектов дают для организма женщины. Свою судьбу люди этим формируют, и судьбу неблагоприятную.
Я поделюсь немножко своими впечатлениями: многие богатые люди приезжают к нам, в наш дом — маленькую, старую приходскую квартирку, где мы живем, где живут наши дети, а их у нас семеро. Для многих это просто нищетой кажется, да это и недалеко от истины — живем мы очень небогато, свой дом только строим… Но люди приезжают и говорят: «Можно у вас пожить немножко, отогреться». А у нас беспорядок дома, сквозняки… Ведь приезжают люди из города, у них есть всё, все-все материальные блага, а погреться-то негде, тепла нету, ни в отношениях, ни в семье. И люди ищут, где погреться, где душу отогреть. Приезжают, говорят: «Как у вас хорошо». Я недоумеваю, мне так стыдно перед гостями, у нас везде не прибрано, еда такая простая, и перед гостями неловко всегда очень, но, тем не менее, они всегда говорят: «Как у вас хорошо!». И с детьми играют.
Мнимые ценности, они побалуют временно, но они не остаются вечными. Они счастья не приносят. Любая душа чувствует, что такое счастье. Когда его нет, то ничто человеку помочь не может, он всю жизнь несчастен.
Я вот задавала вопрос себе: «Что такое счастье?», и с батюшкой разговаривала об этом. Он сказал: «Счастье — это когда человек соответствует воле Божией о себе». Мне эти слова как-то проникли в душу, думаю: «Как это хорошо сказано, очень мудро, по-простому и емко». В соответствии с волей Божией о тебе выполнить то, зачем тебя прислал Господь, найти свою задачу здесь, свое служение.
Счастлив тот, кто любит, а любовь нас соединяет, мы живем в единомыслии. У нас, хотя, может быть, это покажется противоречием, при такой несовместимости во всех отношениях — характера, душевных качеств, привычек, физиологической даже, — но у нас стал один дух, и поэтому мы очень друг друга любим. Остальное все теряет свою важность, мы уже понимаем и прощаем недостатки друг друга именно потому, что у нас один дух. Мы понимаем друг друга с полуслова и думаем об одном и том же и одинаково — вот это и есть счастье. Но оно далеко не сразу пришло, конечно, выстрадать нам много пришлось, через многое пройти. Сейчас мы уже больше пятнадцати лет вместе…
Естественные роды, стимуляция и анестезия
Отошли воды, а схваток нет! (Подтекание вод при беременности)
Дискоординация предвестниковой деятельности
Пупочная грыжа, обработка пупка новорожденного
Все заметкиО книге "Родиться по собственному желанию". Предтеченская Ю.М.
О книге "Родиться по собственному желанию". Комова М.Е.
Агаша. Водянка мозга (гидроцефалия).
Ребенок как самодостаточная личность
Сравнительный опыт гражданки Германии
Домашние роды в семье докторов
Все отзывыНа второй день Рождества Христова на Руси широко отмечался праздник Бабьи Каши, посвященный повивальному делу.
Владимир Зверев. О рождении свыше
Меня унесли сразу после того, как достали. Матери сказали, что ребёнок жить не будет. Отец писал ей записки типа: не переживай… - этот умрёт, что поделаешь… родим другого.
Джанна Джессен: Я родилась в результате аборта.
Джанна Джессен родилась в 1977 году в результате солевого аборта. Страдает ДЦП, Известный оратор, она посвятила всю свою жизнь проповеди жизни и борьбе за права нерожденных детей.
Методическое письмо Минздравсоцразвития России №15-4/10/2-6796 от 13 июля 2011г.
Об организации работы службы родовспоможения в условиях внедрения современных перинатальных технологий.
«Роды дома с акушеркой могут стать легальными»
считают юристы МОО "МАМА", обсуждая вопрос создания службы специализированной частной скорой помощи.
Проблема восстановления здоровой семьи.
Т.А.Малышева. Акушер-гинеколог. Доктор философских наук. Доклад прочитан на конференции в Институте Нравственности 18.04.06.
Православные традиции в родовспоможении
Н.А.Жаркин. Профессор, зав.каф. Медицинского Университета г.Волгограда Выступление на 1-й международной конференции «Православие и медицина», посвященной 125-летию со дня рождения Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
Здоровая беременность – здоровые роды
М.Е.Комова. Директор учебно-практического центра «Свобода. Творчество. Развитие». Круглый стол «Культура повивального дела в России», 9.12.2006г
Естественные роды, как духовный, психологический опыт.
А.Ю Гетманова., журналист, педагог. Круглый стол «Культура повивального дела в России», 9.12.2006г
Рождение человека с разных точек зрения
Т.А.Малышева. Акушер-гинеколог. Доктор философских наук. Круглый стол «Культура повивального дела в России», 9.12.2006г
Интервью газете «Родовая Земля»
На первый взгляд, все дети рождаются по собственному желанию. Или это не так?
Врачебный взгляд на домашние роды
Т.А. Бачурина, Врач-неонатолог (микропедиатр)
Все статьи