С одной стороны я работаю в официальной медицине, в женской консультации, в которую ко мне приходят женщины, которые просто состоят на учете. И уже 20 лет у меня опыт наблюдений, что происходит в нашей жизни и как это все меняется, это опыт очень ценный на самом деле. А с другой стороны ко мне приезжают те женщины, которые меня знают, и которые потом рожают дома.
И хочу я поговорить сегодня не о родах. Я думаю, о родах сегодня будет много выступлений. Я хочу говорить о беременности, и вижу свою задачу именно в этом. Сам период этих девяти месяцев жизни человека настолько уникален, настолько тонок, что о нем следует говорить отдельно. Девять месяцев женщина и ребенок живут вместе в гармонии душ. А роды - это уже апофеоз всей этой совместной жизни.
В различных, например, психологических школах, очень много говорится о родах, что вот, «мы готовим к родам», «подготавливаем к безболезненным родам», и т.д. Это, конечно, нужно. Но в результате такого подхода, у женщины формируется самоцель – как родить безболезненно, чтобы не было боли, чтобы не мучится, как родить здорового ребенка, чтобы руки, ноги, голова, все было на месте. И после того как женщина, так или иначе, более или менее удачно родила, достигает эту цель, и не понимает, что делать потом, куда ей теперь двигаться дальше. Девять месяцев воспринимаются исключительно как путь к родам. Роды произошли, и женщина не понимает, что такое ребенок, что с ним делать, и как с ним общаться. Нет в сознании этой непрерывности жизни, которая существует на самом деле. Поэтому я хочу говорить о беременности, как об особом периоде жизни женщины, совершенно уникальном явлении в ее жизни.
Сейчас здесь продается первая моя книга, в ближайшее время будет вторая. Третья книга, тоже о беременности, будет называться: «Великая космическая мистерия беременности». Беременность со всех точек зрения – это, действительно, мистерия. Из истории, из греческой культуры, мы знаем, что мистерия - это высшая школа души, когда человек уже во взрослом состоянии специально готовится, чтобы его душа прошла путь и имела такой опыт. А беременность - это тоже путь, но путь погружения души в материю, поэтому это тоже мистерия. И в данном случае, женщина, которая вынашивает ребенка, является тем, кто посвящает эту душу. Это сложный поэтапный процесс сотворчества с Богом. На современном уровне сознания и понимания медицины, ее обычными средствами это непостижимо. Подготовка к родам, также совершенно необходимая, является лишь частью этого большого сложного процесса.
Сложность моя заключается в том, что я нахожусь на стыке, и я ни в коем случае не против медицины. За все свое время существования медицина как наука достигла очень больших результатов, и вычеркнуть все это, все равно, что вылить из купели воду вместе с ребенком. Ведь медицина, если посмотреть на нее иначе, интересна сама по себе. Очень интересна история развития медицины, потому что она отражает развитие взгляда человека на самого себя. Медицина, как наука, стала развиваться не так давно. Все, что было до этого - это было жреческая, прихрамовая медицина, которая к нашей современной медицине не имеет никакого отношения. В основе тогда лежала работа с душой человека. Никто до наших времен не работал с телом человека, работали только с душой. Развитие человечества таково, что оно погружается в материю все больше, и больше. Как душа ребенка, довоплощаясь в теле матери, погружается в материю, так и человечество в своем развитии тоже погружается в материю. Душа человеческая стала менее чувствительна к восприятию, и наступил момент, когда со здоровьем нельзя было работать, опираясь только на душу человека. Тогда началась работа с более плотным, осязаемым телом человека, начался отчет медицины как науки. Этому есть начало, и есть человек, который положил это начало. Имя этого человека всем вам, безусловно, известно - это совершенно великий человек, - Гиппократ. Гиппократ был жрецом мистерии Эскулапа. Он, имея такие знания и возможности, понимает, что тело приобретает самостоятельность, и становится уже не совсем подвластным душе. Признает, что для того, чтобы лечить болезни человека своего времени, уже приходится работать с телом. И Гиппократ первый начинает использовать те же травы, но уже на уровне тела человека. Вот с этого момента и начинается отсчет современной медицины. Она стала развиваться как наука, и набрала действительно колоссальный опыт.
Но, на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что медицина как наука материальная, и как наука атеистическая, достаточно жестко придерживающаяся этих своих позиций, зашла в тупик. Медицина сегодня, как тот Витязь, стоящий у камня, на котором написано три пути: направо, налево, прямо, и везде не очень благоприятно. И эти пути в современной медицине очень хорошо просматриваются, и видно, куда они ведут. Один путь – это тот, который касается всей нашей материальности. Мы работаем с телом, с материей, и работаем материей. Это и фармацевтическая промышленность, и заместительная терапия, трансплантация, создание искусственных органов. Если мы пойдем в этом направлении, по этому пути, то это приведет просто к созданию биоробота. Это очень опасно, и это произойдет, потому что технический прогресс развивается гигантскими темпами. Второй путь- это путь генетики. Там тоже огромные возможности, которые открыты практически всем, поэтому генетика без духовности – это просто страшно. Единственно верный, безопасный путь у медицины на сегодняшний день – это сойти со своих жестких позиций материализма и атеизма и развернуться в сторону приятия Божественного начала. Со всем своим опытом развернуться к тому, что имеет психология и богословие. Только в этом случае мы можем получить здорового человека и духовно, и физически. Если этого не произойдет, то мы будем продолжать работать только с телом, идти по пути материализма и бездуховности. Конечно, нельзя отвергать весь богатейший опыт медицины, нельзя все отбрасывать и возвращаться назад. Накопленные медициной знания и опыт нужно соединить с тем мировоззрением, которое должно быть сегодня - и только в этом соединении, в этом сочетании мы можем получить действительно то, что будет работать на здоровье человека. Задача архисложная, потому что для этого нужно перестроить все мировоззрение человека и человечества. Вот какие задачи на сегодняшний день.
Очень много разговоров сейчас о демографической политике. На самом деле ситуация выглядит достаточно грустно. Вообще, рождаемость во всех развитых странах мира везде низкая, а в России еще и смертность очень высокая. Поэтому Россия в год теряет 700 тыс. человек. По количеству это сравнимо с Карелией или с крупным городом. Каждый год Россия теряет такое количество людей. И что с этим делать? Правительство придумало материнский капитал. Я, имея свой взгляд на это, специально интересовалась у своих женщин: «Что это для вас? Является ли это для вас стимуляцией к рождаемости?» И только убедилась в своих предположениях, что, конечно же, нет.
Почему женщины мало рожают? Вопрос такой. Я люблю задавать детские вопросы, и всегда всем говорю: «Не бойтесь задавать детские вопросы. Задавайте их и себе и другим. Не бойтесь казаться глупыми». Если женщина, не смотря на инстинкт продолжения рода, колоссальный инстинкт, почему-то, из каких-то соображений мало рожает, что ее за 250 тыс. рублей заставят рожать? Абсолютно нет. А вот почему она рожает мало? Почему? Есть такое выражение, достаточно грубое, но оно технически верно отражает картину. «Рожают сытые, и рожают голодные». Насыщающимся дети не нужны. Насыщающиеся - имеется в виду не те, кто потребляет продукты питания, а те, кто потребляет все время, когда человек живет ради потребления, а не созидания, сама система ценностей такова.
Это одна сторона вопроса, а другая в том, что на сегодняшний, вступая в беременность, женщина оказывается в капкане страхов. Это страхи психологические, это страхи социальные, и это страхи медицинские. Начиная с первого посещения в женской консультации, женщина, приходя на прием к доктору, хотим мы того или не хотим, ощущает себя больной. Уже сам приход в медицинское учреждение подразумевает это. И дальше начинается экспансия медицины, которая узурпировала полностью и весь процесс беременности, и процесс рождения человека, исключив из этого духовную составляющую. Работа происходит только с телом, то о чем мы говорили, и это - тупик, потому что есть ситуации, которые не разрешимы с чисто материальной точки зрения. Присутствующие здесь, которые занимаются домашними родами, знают, что дома, иногда, такие ситуации разрешаются, которые в роддоме вообще непонятно чем бы закончились. Каким образом? За счет духовной составляющей, которая очень мощная, и которая у беременной женщины и у женщины рожающей превышает все остальные.
То, что происходит в сфере акушерства и так называемых современных репродуктивных технологий, это конечно, не просто печальная, - это страшная картина. Когда идет телевизионная передача о суррогатном материнстве, и кто из присутствующих начинает говорить, что ребенок, он же там слышит, видит. И ему в ответ говорят: «Это что научно доказанный факт? Это не факт». А я недавно открываю книгу, которая была издана в 1968 году академией медицинских наук Советского Союза, «Физиология развития нервной системы ребенка», т.е. научная книга, не фантастическая. Сами понимаете, в 1968 году никто не позволил бы через академию наук писать какой-то бред, этого просто бы не стали печатать. И в этой книге черным по белому написано: «Во второй половине беременности мозг ребенка способен к разным видам деятельности, в том числе интегративной деятельности и аналитической деятельности». Мозг ребенка во второй половине беременности способен к аналитической деятельности! И это доказанный факт! Там приводятся работы наших исследователей, зарубежные работы. И почему-то потом это все куда-то пропадает. Сейчас мы говорим, да, тело формируется из питательных веществ, которые нужно давать маме в полном объеме, чтобы тело было здорово. Дальше интересует, как сделать так, чтобы женщина безболезненно родила, а потом будем воспитывать то, что получится. А то, что при таком подходе получается, воспитывать уже невозможно!
Формирование модели мира человека.
Сейчас на Земле рождаются «новые» дети, и неважно как их называть «дети индиго», или «дети нового поколения» не в этом дело, суть в том, что рождаются дети с совершенно новыми особенностями развития духовно-психической сферы, с которой, взрослые не понимают, что делать. Этому посвящена и последняя глава моей книги, которая здесь представлена. Ко мне обращаются родители 14-15 летних детей, которые просто в истерике. Они не понимают что делать, они не справляются с детьми сами, с ними не справляются в школе. Взрослые не находят с ними общего языка, и не понимают, что делать. Истоки надо искать в беременности. Поэтому, моя первая книга: «Готовимся к беременности» - это не пособие по подготовке, отнюдь, это книга мировоззренческая, о том, что такое беременность вообще. О духовных аспектах беременности я еще буду отдельно писать. Книга будет называться: «Великая космическая мистерия беременности», это совершенно другое.
И вот здесь, в последней главе я привожу свою концепцию о формировании модели мира человека. Я о ней впервые доложила в 1990 гг. на одной из наших конференций по перинатальной психологии в медицине. В этом году на последней международной конференции я снова ее докладывала, в таком осмысленном законченном виде. Эта концепция объясняет, что такое модель мира человека, как идет ее формирование, и как она влияет на нашу жизнь. Мир, который нас окружает, и все, что мы видим, все, что мы воспринимаем - это всего лишь наша модель этого мира. Это не есть тот реальный мир, в котором мы находимся, это совершенно другое. И философская, и религиозная наша модель мира, которая нам помогает взаимодействовать с этим миром, формируется с первого момента внутриутробной жизни человека. И там всего семь этапов, и к пяти годам модель заканчивает формироваться. В детские учреждения ребенка лучше отдавать после 5 лет, потому что у него сформировалась не только модель мира, у него к 3-5 годам формируется модель поведения. Когда он прошел обучение взаимодействия своей модели мира с моделью своей семьи в микросоциуме своих родных и близких, потом он уже может выйти в макросоциум, у него есть опыт этого взаимодействия. Если ребенок идет во внешний мир раньше, когда у него еще нет этого опыта, он начинает его нарабатывать «на ходу», приобретая ценности необязательно созвучные с моделью мира семьи.
Каждый этап развития имеет свое предназначение для дальнейшей жизни. Как потом идет взаимодействие человека и мира через его модель мира? Возьмем, к примеру, наши глаза, зрительный анализатор. На сегодняшний день доказанный факт что глаз человека не только воспринимает. Об этом в свое время писал еще Сеченов, наш великий основоположник физиологии. Он тогда предположил, что глаз человеческий одновременно работает в двух режимах: кинопроекции и киносъемки. На сегодняшний день физиками доказано, что человеческий глаз – это сложная система биолазера, и что человеческий глаз не только принимает электромагнитные волны внешней среды, но и излучает свои волны. Наши известные ученые Акимов и Шипов, много работавшие с электромагнитными полями, показывают, что излучение человеческого глаза влияет на предметы живой и неживой природы. У человека уже есть сформированная модель этого мира. Когда он смотрит на действительный мир, его глаз принимает излучение от предметов, людей, явлений, мира в целом, и этот сигнал идет сразу в мозг. Там идет контакт с тем, что есть в его модели мира. Если данные совпадают, то человек спокоен, человек удовлетворен. Если они не совпадают, то мы пытаемся согласовать модель и реальный мир. Изменить свою устоявшуюся модель мира намного сложнее, чем подстроить мир под свою модель. Изменение собственной модели мира у человека может происходить, как правило, вследствие каких-то очень серьезных ситуаций и глубоких переживаний в его жизни. И человек потом говорит: «Все поменялось, мир поменялся вокруг меня». Не мир поменялся, его модель мира поменялась. Но для этого человек должен пройти какие-то очень серьезные испытания. Во всех остальных случаях мы мир подстраиваем под свою модель, по-своему его интерпретируем, имеем «свою точку зрения» на все происходящее.
Модель мира человека формируется во время внутриутробного периода, в момент рождения и в первые моменты жизни. Важно, чтобы модель мира была сформирована правильно.
Рождаясь, ребенок проваливается в пустоту. Почему у нас иногда проявляется страх падения, страх пустоты? Он у многих присутствует. В течение внутриутробного развития ребенок окружен стенками матки, жидкостью, он свое тело ощущает за счет того, что его что-то все время поддерживает со всех сторон. В момент рождения ребенок испытывает огромное давление, и когда рождается, он не ощущает ни себя, ни свое тело, он проваливается в «пустоту». Его подхватывают руки. Первые руки, которые принимают ребенка - это тот мир, в который он попадет. Повивальная бабка была не просто обычной женщиной. Далеко не каждая могла быть повитухой, были определенные требования к ней, начиная от возраста и количества детей, состояния ее семьи, ее рождения и многого остального. И всегда женщина, которая принимает роды, это не только в православии на Руси, практически во всех культурах, - это личность, которая находится между двумя мирами, миром материальным и миром духовным. Она соединяет эти два мира, и от нее зависит, как она принимает роды, что она видит и понимает, и следовательно, ее духовные качества должны быть соответствующими. Она открывает дверь в духовный мир, принимая ребенка, и если она не могла эту дверь потом закрыть, и если через эту дверь шло из того мира другое, это другое воплощалось в этом мире. Это целая соответствующая культура, повивальное искусство.
И, вот эти первые руки, которые брали ребенка, в них заложен этот мир. Если тебя берут руки добрые, теплые, любящие, берут как самое дорогое, у человека формируется одна модель мира, а если это холодные, бесчувственные руки, которые сейчас просто возьмут ребенка, оботрут его, взвесят и т.д., это совершенно другое первое впечатление о мире. Понимаете, на каком глубоком уровне это закладывается.
Когда я училась в институте, нас уже учили, что внутриутробно условные рефлексы не образуются. Теперь из литературы, из старых учебников, оказывается, что все это было известно: условные рефлексы формируются внутриутробно. А уж в момент рождения, и в первые моменты после рождения это уже такие глубокие рефлексы формируются, которые потом довлеют над человеком всю жизнь, и которые очень трудно убрать различными психологическими тренингами. Это почти клеточная память человека о том, каков этот мир. И если я говорю, этот мир не соответствует моей модели, а моя модель направлена на то, чтобы этот мир подстроить под себя, будут реализовываться все элементы агрессии, все элементы неприятия, характерные для моей модели мира.
Период беременности - уникальный со всех точек зрения. А в официальной медицине на сегодняшний день этот период оценивается только как медицинская проблема. У ребенка формируется модель мира в любом случае, независимо от того, понимаем мы, что закладываем, либо мы этого не понимаем. Если мы работаем только с материей, с телом матери, с телом ребенка, и у ребенка в его модели закладываются только тело и только материя, то он и будет воспринимать окружающий мир как материю. И духовный элемент в нем будет задавлен. Возможно потом он и «вспыхнет», и осветит все вокруг, но на это должна быть определенная ситуация. Поэтому, я давно мечтаю, чтобы беременные женщины не в женские консультации вставали на учет, а чтобы у них были отдельные свои центры, куда бы они приходили за общением, просвещением, помощью, в том числе, если необходимо, и медицинской. Чтобы не сидели в очереди вместе с гинекологическими больными. Чтобы это был дом, да, «дом повивального искусства», откуда бы все это шло, и где женщина могла бы получить не только оценку состояния своего здоровья. Профессиональная консультация врача, конечно также нужна, ведь, я говорила, нельзя это зачеркивать, нельзя это убирать.
Вчера проходил круглый стол по экологическим вопросам. Меня туда приглашали. Должна отметить, что экологическая ситуация на сегодняшний день - ужасная. Есть такой профессор Никитин, занимается вопросами репродуктивной технологии. У него замечательная книга по экологии, слова чудесные. Он говорит: «На сегодняшний день угроза жизни на Земле исходит в первый раз не от внешних факторов, а от самого человека». Приведу вам один факт, от которого станет понятно очень многое.
С тех пор, как женщины начали активно использовать гормонально-оральную контрацепцию, а теперь еще и заместительную гормональную контрацепцию, в сточных водах крупных мегаполисов обнаруживается огромное количество экстрагено-подобных веществ, причем фильтры практически на них не работают. У нас мало таких работ проводилось, в Европе много. В Бельгии, например. Было обнаружено, что в водах коллектора крупного мегаполиса количество экстрагено-подобных веществ в 120 раз больше чем в воде артезианской скважины. Отсюда: мутация рыб, земноводных, гермафродититизм, колоссальное количество изменений. У женщин в несколько десятков раз увеличение количества миом, мастопатий, гормонально-зависимых заболеваний. Женщина обращается с этими заболеваниями, и ей назначают что? Гормональную терапию. Замкнутый круг получается.
Природа имеет свою мудрость, она блокирует репродуктивную систему человека. Наша современная экология сама по себе регулирует рождаемость человека, понизила и физическую защитную систему, иммунитет. Природа, чтобы не было больше мутаций, сама блокирует систему размножения человека – источник мутогенных изменений в живой природе.
Финны проводили работы в области генеза. Считается, что Финляндия - экологически благоприятная, чистая страна, по сравнению с нами. В 1990-х гг. они проводят исследования по сперматогенезу. За 3 года зафиксировано уменьшение нормальных сперматозоидов от 59% до 29% только за счет экологического состояния именно вот этой городской «питьевой» воды. Положение дел таково, что если мы не откроем глаза на этот мир, и не осознаем, что происходит, то, наверное, ситуация будет продолжать стремительно ухудшаться. Вместо этого я наблюдаю печальную картину: где бы я ни выступала, где бы я ни встречалась, у меня складывалось такое ощущение, что мы все время говорим о тактике. Мы все время вырабатываем тактические моменты нашего поведения, общения, работы, но мы не говорим о стратегии. А, если стратегия враждебна, ведет к погибели, то какие бы тактические моменты и замечательные приемы мы не разрабатывали, эффект будет все равно минимальным. Говорить надо о стратегии, говорить надо о просвещении, о том, что происходит, это надо выносить, чтобы все слышали и знали. Если ничего не делать, ничего не говорить, то ситуация будет только ухудшаться.
Завершить свое выступление я хочу словами, которые мне очень на душу легли, потому что у меня уже была эта модель мира, и я уже об этом думала, я уже это сформулировала и докладывала. Читаю слова святителя Николая Сербского: «Народы объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть навлекли, и навлекают на себя бесконечные беды, ибо тот, кто разрушает мирные отношения с природой, не минуемо нарушает и добрые отношения с Богом. Если бы исчезли наши дурные качества: грехи, страхи - исчезли бы и соответствующие им в природе образы. Одним словом, до тех пор, пока человек будет множить свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующим образом зло. Будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары, и прочее. Следовательно, природа зависит от человека, его образа и содержания».
Рождение человека с разных точек зрения. Т.А.Малышева
Естественные роды, как духовный, психологический опыт. А.Ю Гетманова
Перинатальная педагогика. Перинатальное воспитание.
Повивальное дело и официальное акушерство.
Национальная школа традиций повивального дела.