Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Круглый стол «Культура повивального дела в России»

Часть вторая. Обмен мнениями.

Творчество и беременность.

Татьяна.

Добрый день, я, можно сказать, просто творческая мама. Представлюсь так, вообще у меня много разных профессий: и художник, и искусствовед, и дизайнер. И когда я узнала, что беременна, то первое у меня было такое вот смутное ощущение, у меня были какие-то тревоги, но они были связаны скорее с медицинской частью. Для того чтобы быть спокойной, я прошла анализы на самых ранних стадиях. Я успокоилась, что всё у меня великолепно. Но, потом я решила, что мне не хочется доверять врачам то маленькое существо, которое живет во мне. Ну не хотелось мне этого, и я от этого отказалась. Я отдала себя полностью в руки Бога. Я почувствовала Его дыхание внутри себя и не только чувствовала, я видела, какую-то звездочку, какой-то свет, который горит внутри меня, и он помогал мне себя реализовывать. Причем я продолжала работать, но я старалась заниматься как можно больше творчеством. Я считаю, что это очень важно как в духовном плане, так и может быть, и в физическом, и я сейчас объясню почему.

Еще до беременности я занималась индийскими танцами, мне всегда нравилась индийская культура. Это довольно сложный в исполнении танец, но я им продолжала заниматься приблизительно до пятого месяца, пока у меня были силы, потому что там очень сложная позиция такая. Сама музыка индийская необыкновенно ритмичная, если вы помните, а ритм – это основа очень многого во вселенной. Ритм он лежит в основе, даже всего нашего организма. И сейчас, в последнее время часто пишут о том, что каждая клеточка нашего тела имеет свою частоту вибрации. Каждый орган имеет свою частоту. И вот через танец происходит гармонизация всего тела. Но не только тела, гармония идет во всем. Танец, движения, музыка - это все создает необыкновенную гармонию в целом. И душевную тоже, потому что через танец ты выражаешь себя, свое состояние, и в то же время, происходит какая-то определенная терапия, потому что все это - колебания. А тем более, классические танцы – это все веками отточено, каждое движение, каждый жест. Но, кстати, позже, уже после родов, я стала больше увлекаться танцем живота, наверное, потому что он появился. Но, оказалось, что танец живота часто передают больше в отношении эстетики: красивый костюм, и прочее внешнее. А на самом деле танец живота - это когда-то была целая энциклопедия для женщины, которая рассказывала все: от зачатия до беременности и родов. Это была школа, которую проходили девочки с самого начала. Но это не обязательно, я рассказываю вам свой опыт: когда-то я занималась бальными танцами. Я просто хочу сказать, что мне кажется, что во время беременности танец очень важен, и вовсе не обязательно индийский или какой-нибудь «живота». Мне кажется, что заниматься танцами во время беременности - это очень полезно, это очень важно, как в физическом, так и в духовном плане, чтобы родить здорового ребенка.

Так как я - художник, то, естественно, занималась очень много рисованием. Правда масляную живопись я исключила, сразу вам скажу, потому что там есть химические компоненты, на которые может быть аллергия. А вот акварель безопасна для всех. И не обязательно обладать какими-то там способностями. Лично я уверена, что талант к изобразительному искусству имеет каждый, в той или иной степени - было бы желание. Одна из моих профессий – это преподавание рисования. И я в художественной школе преподавала, я видела, как сделать, чтобы не навредить, не мешать человеку себя выражать. Во время беременности, когда занимаешься живописью, графикой, любым изобразительным искусством, причем это я говорю больше о своем опыте - это может быть любое творчество - это все идет сразу к ребенку, он это все ощущает. Можно даже поиграть. Сейчас часто советуют так играть: взять краску, лист, кисточку, и предположим, залить лист тем цветом, который тебе нравится. Посидеть над ним. Какие чувства он вызывает? Какие-то ассоциации? И это все передать ребенку, чтобы он тоже вместе с вами это почувствовал, этим занимался. Это тоже его развивает, он тоже это чувствует, ощущает, и это в двойне приятно. Он, может быть, даже сигнал какой-нибудь подаст. Потом можно что-то нарисовать. И самое интересное, что когда рисуешь, надо не думать о том, что рисуешь, что получится - это совершенно не важно. Надо отдаться вот этому процессу. И самое интересное, что может получиться шедевр, даже у того, кто никогда не рисовал. А может получиться такое, чего сам от себя не ожидал, потому что это что-то внутреннее, скрытое.

- Можно вопрос? Когда Вы начали рисовать, Вы рисовали вместе с ребенком, и Ваше сознание было вместе с ребенком. Или Вы рисуете для него, как дарите ему. Вот Ваше творчество как здесь происходит?

- Вы знаете, скорее всего, вместе с ним, больше вместе с ним. Потому что я сказала, что вместе с ребенком появилась какая-то особая энергия, сила. Я это чувствую, я чувствую его поддержку, в свою очередь я пыталась давать ему то, что я знаю. У нас такой творческий обмен. Что-то я создавала в подарок ему, но, все-таки, это было, скорее всего, соавторство. У меня много было работ. Я за компьютером сидела, и у меня стояла рядом коробочка с акварельными карандашиками. Они очень мягкие, очень хорошо рисуют. Когда вдруг мне что-то хотелось, я отвлеклась и рисовала. И это были такие темы, как он сидит там, и как мы вместе, я куда-то иду, и иду не одна, а мы идем вместе, и что он в этот момент - у меня много таких картин. Я, кстати, к Татьяне Алексеевне ходила на УЗИ. Я на УЗИ ходила всего один раз, но картина, которую я увидела, меня настолько потрясла. Когда совсем крошечный ребеночек, 5 см, но все уже есть: ручки, ножки. Это вообще было какое-то откровение. Да, ты понимаешь, а здесь ты еще все это видишь. После этого у меня родилась серия ювелирных украшений, вот именно, как ребенок внутри. Не знаю, может быть, когда-нибудь это даже осуществится, во всяком случае, эскизы есть.

Дело в том, что это дает такой сильный позитив, и даже если что-то там со стороны угрожает. Вот я, допустим, живу в коммунальной квартире. А коммунальная квартира- это очень «веселое место». Там бывают такие, вообще, личности. И, тем не менее, даже когда, вроде бы, пыталась расстраиваться, я вспоминала в каком состоянии, и все это становилось таким пустым каким-то, вот это все вокруг, какая-то толкотня вокруг. Это успокаивало, думала: «Ладно, ладно, главное мы тут вместе». И мне еще повезло, конечно, в том, что мой муж мысленно мне помогал. Он тоже творческая личность, и он тоже хотел принять в этом участие. Ему было интересно и все, что происходит, и мои ощущения, и сам он как-то пытался «связаться» с ребенком. И он сразу сказал: «На родах только вместе, потому что я тоже хочу быть к этому причастен, я тоже хочу встретить ребенка, мне хочется, чтобы это был праздник». Это действительно был день рождения, когда мы всей семьей вместе встретились. И, самое интересное, что когда моя дочка родилась, мы настолько обрадовались, начали, что называется обниматься-целоваться, что нас акушер спрашивает: «А вам, вообще, интересно, кто у вас родился: мальчик или девочка?» А это было настолько не важно. Важно, что вот родился ребенок. Было ощущение радости и праздника, и вот это все было связано с музыкой. Роды проходили под музыку, в какой-то такой радостной атмосфере. У нас еще получилось, что она родилась в день рождения папы. Такой подарок папе, и вообще - восторгам не было конца.

Так вот, надо сказать, что все это время у нас в коммуналке звучал вопрос негатива со стороны. Женщина, возможно, она не здоровая была, она почему-то на всех шлет проклятия. Я не знаю, зачем ей это нужно. Может быть, у нее какой-то свой комплекс. И что самое интересное, я обычно очень реагирую на такие вещи. Я очень реагирую, а тут мне казалось, что я защищена какой-то броней, все от меня отскакивало. И творчество позволяло избегать, но даже не то что избегать, а даже защищаться от того, что идет извне. Поэтому все получилось просто замечательно, у меня остались великолепные воспоминания. И сейчас все развивается радостно.

Интересно то, что уже после рождения дочки у меня открылась склонность к музыке. У меня нет никакого музыкального образования, я ничего не умею, вот муж мой умеет, а я нет. У нас появился синтезатор, а он позволяет даже таким, не очень, как я извлекать и создавать какие-то композиции. И я открыла в себе, что происходит, когда играешь какую-то импровизационную музыку. Откуда она идет? Я не знаю. Но, она идет сама, не нужно напрягаться, она сама идет, и это хорошо действует на всех, и на меня, и на ребенка. Она то же лезет, какие-то там дополнения вставляет. Иногда мы играем, что называется, в шесть рук. Мы играем, и она там что-то дополняет, процесс творчества продолжается. И я думаю, то, что я во время беременности занималась каким-то творческим самовыражением и творческим раскрытием, всё это тоже сказалось на ней. Потому что сейчас она очень любит рисовать, очень любит петь, очень любит танцевать. Ну, с музыкой, там не серьезно, конечно, но все равно ее тянет, никто ее ничего не заставляет, она сама, ей самой хочется. Вот такая перинатальная педагогика в действии.

А еще мне кажется, что очень тесно связана с сотворчеством любовь и в сотворчестве она проявляется. И вот посредством творчества можно дарить любовь большому количеству людей, через свои произведения, причем чем больше души вложено в это произведение, тем больше оно найдет отклик в сердцах других, окажется созвучно, не обязательно это будет шедевр, но оно будет созвучно. Это может быть что-то маленькое, может быть сплетенная какая-то вещь, или вышитая, или связанная, или слепленная - да все что угодно, но главное вложить в нее свою частичку души, наполнить ее. Причем я уверена больше всего, что в процессе творчества даже не нужно ни о чем задумываться, не нужны никакие приемы, не нужно ничего. Пока я очень долго училась в разных художественных учебных заведениях, меня там обучили куче разных художественных приемов. И это очень часто мешает, потому что ты уже привык себя вести профессионально, а в творчестве это стопор. Когда ты их забываешь, то и начинаешь творить. Да, они потом могут помогать, но это не обязательно, главное – это раскрыть себя, свою душу для Бога, чтобы познать Его любовь, передать ее через свои произведения и таким образом воспитывать ребенка. В период беременности таким образом уже происходит воспитание ребенка.

Да, еще интересно и то, что цвета воздействуют и на физическом плане. Это тоже все знают. Это и арттерапия, т.е. физический аспект, и с духовным они не разделимы, они идут рука об руку. Здесь можно решать свои психологические проблемы через цвет, через цветотерапию. Выразить, нарисовать, убрать и сделать что-то новое.

И это все, что я вкратце хотела сказать, но может быть еще то, что после родов у меня еще возникла потребность, наверное, как у всех мам, еще и слово задействовать. И опять-таки сказкотерапия очень помогает в общении с ребенком. Бывают периоды, когда сказка помогает что-то преодолеть. У нас иногда бывают совершенно обычные, возрастные страхи, и через сказку как-то все это растворяется, решается. Мы вместе с дочкой даже сочиняем сказки.

Я вас призываю всех творить! Не только мам беременных, но и пап, сотрудничать вместе с мамами, потому что мамам это очень важно, и детям это очень важно.

- А что Вы первое нарисовали после родов?

- После родов я нарисовала эскиз «личико собственной девочки». Это было первое. Только она заснула, мне сразу захотелось ее нарисовать, как она спит, какой у нее носик.

- Где Вы рожали?

- Я дома рожала, я не смогла в роддом, я его не приняла. Я обошла большое количество роддомов, но не могла представить себя ни в одном из них комфортно, в безопасности. Я пригласила акушерку, и она сопровождала роды. И я очень рада, что приняла такое решение. И муж доволен.

 

На круглом столе прозвучали доклады:

 

Обсуждались темы:

Новости