Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Круглый стол «Культура повивального дела в России»

Часть вторая. Обмен мнениями

Национальная школа традиций повивального дела

Вероника. 

Я мать шестерых детей, троих родила дома. Вот старшая моя дочка, она уже сама замужем, диплом собирается защищать. А вот этот вот (показывает на ребенка) - маленький. Три у меня девочки и три у меня мальчика. Троих девчонок я родила в роддоме, хотя, еще, будучи беременной, я слышала об , но она тогда ещё жила в Новгороде, и я не знала, как её там найти. Потом уже, когда мне стало плохо во время четвертой беременности, у меня угроза была серьезная, я раздобыла Иру. Она: «Давай скорей в баню». Я взяла веник, рюкзак, и мне настолько стало лучше, после того как я стала ходить в баню. И однажды я пришла на приём к гинекологу:

-Ну, болит что-нибудь?

-Я не буду перечислять, что у меня там болит, потому что у меня там список очень большой. У меня немножко спина болит, но я немножко в теплой ванне полежу и всё нормально.

Она очень испугалась:

-У тебя выкидыш может быть!

Я скорее прячу веник туда, в рюкзак поглубже. Там кроме бани еще целая  была. И вот, слава Богу, у нас Ванюшка родился, в ванне тоже. Я очень благодарна Господу, что он послал мне акушерку нашу. И помоги ей Господи, и её роженицам и чадушкам, во славу Божию.

Софья Леонидовна

Здравствуйте, меня зовут Софья Леонидовна. Благодаря Наталье Алексеевне, я стала перинатальным педагогом, а не просто педагогом, каким я была до встречи с ней. Сейчас я хочу сказать не как специалист. Я хочу сказать как мама, у которой пятеро детей. Троих детей я рожала в роддоме, потому что по-другому тогда не могло быть ничего, а двоих детей, я с Божьей помощью рожала дома с Еленой Николаевной и ещё с одной другой акушеркой. Я хочу сказать, что я, конечно, благодарна всем врачам, которые принимали роды в роддоме, я их очень хорошо сейчас вспоминаю. Мне встречались очень хорошие люди, они ко мне очень хорошо относились, безусловно. Но я понимаю, что это все-таки больница. Мой четвертый ребенок дал мне понять, что ему совсем не хочется идти как всем на «конвейер».

Расскажу, был такой сокровенный момент, когда меня привели на причастие, батюшка и говорит: «причащается раба Божья Татьяна». Понимаете, вот я - Софья, а он сказал: «Причащается раба Божья Татьяна». И когда она родилась, и встал вопрос об имени, я спросила: «Как тебя зовут?» У меня внутри прозвучало: «Как меня зовут? Татьяна. Тебе уже давно было сказано».

И, будучи беременной на 20 неделе, я нашла в себе силы, чтобы подняться на колокольню Вологодского монастыря. Там были такие, на самом деле, крутые ступеньки. Когда монахи ходили по этой лестнице, я удивлялась, как они там вообще забираются, как это возможно. И я, будучи беременной, поднялась на эту колокольню.

Поэтому, я поняла, что с этим ребенком я не могу пойти туда, в больницу. Я, безусловно, благодарна судьбе, что меня заранее подготовили к встрече с такими вот великими людьми, которые с одной стороны профессионалы своего дела - акушеры-гинекологи, у них профессиональное образование и опыт, а с другой стороны у них совсем другие знания – это действительно повитухи. Они к человеку относятся по-другому. Это не просто отношение к телу, к физиологическим процессам - это проводник, который, действительно, нас связывает с миром духовным. Это – . И этот ребёнок захотел такого отношения, и привел меня к такому выводу. Ну, а пятого ребёнка, когда страха неизвестности уже не было, а был новый опыт совершенно другого подхода, я хотела рожать, безусловно, дома.

Я хочу сказать сейчас о чём? Домашние роды это или в роддоме, водные роды или нет, но, действительно, как сказали предыдущие ораторы, они должны проходит в месте, отделенном ото всех остальных гинекологических процессов. Это должен быть Дом, где только рожают, где не делают операции по гинекологии, не делают прерывания беременности. Потому что сейчас, как это происходит? Человек, который только что сделал, извините, прерывание беременности - это его обязанность по долгу службы, - идет тут же принимать роды. Вы поймите, он ещё от того не отошел. И что он принесёт в роды? Он принесёт программу убийства ребёнку, который тут рождается. И это всё сейчас присутствует, к сожалению. Поэтому, как мама я хочу сказать, что благодарна людям, здесь сидящим, которые вместе с мамочками разделяют ответственность, и ведут их, и принимают в свои руки, теплые руки новую жизнь. И еще, если неудача произошла в домашних родах, это всем видно сразу, а если в роддоме – никто не знает. В то же время существуют , которые показывают, что для здоровья и мамы, и ребенка домашние естественные роды по всем медицинским показателям протекают лучше, чем в условиях роддома. А согласно , домашние роды – безопаснее больничных, если речь не идет о патологии.

Вы понимаете, когда мы идем и выбираем судьбу для своего ребёнка, в первую очередь мы должны слушать его. Вы понимаете? Слушаем его, слушаем свое сердце, куда мы придем, чего мы хотим. И, конечно, мы выбираем человека, которому в будущем будем доверять свою судьбу, судьбу рождения и жизни своего ребёнка.

.

Елена Николаевна

Здравствуйте, я - Елена Николаевна. Я ко всем очень доброжелательна, я врач акушер-гинеколог. Вот здесь звучал вопрос об отношении официальной медицины и перинатальной педагогики к традициям повивального дела. И я считаю, что вся моя судьба была путем от официальной медицины к повивальному делу. Когда наша ассоциация , возникла, я с удовольствием в её ряды попросилась, и вошла с удовольствием. Почему? Потому что я считаю, что это повышение квалификации для меня.

У меня стаж врачебный акушера-гинеколога 29 лет сейчас, и я тоже: и в роддоме работала, и 12 лет в женской консультации тоже работала. А потом, мой пятый ребенок. У меня пять дочек, старшей 29 послезавтра исполнится, а младшей - 9, вот - пять дочек. Вот в какой день, значит, всё это сегодня происходит, накануне моих первых родов. Как интересно: все возвращается. Это весь мой путь. Я в четыре года сказала, что буду принимать роды. В четыре года! С нами в тот момент жила моя двоюродная бабушка, которая была детской сестрой в роддоме. Она приходила после дежурства вечерами, и моей родной бабушке рассказывала отчет о рабочем дне. Такой консилиум был небольшой: там правильно принимали, там - не правильно. Вот это первые мои воспоминания. Дверь ко мне закрывали, а я щелочку открывала – и слушала, как эти роды проходили, правильно, неправильно, т.е. весь отчет о дежурстве. Это первое мое воспоминание. Да, я вот тогда приняла решение, да, я буду принимать роды. У меня сомнений не было, у меня был врачебный стаж, я пошла в институт. Сомнений не было: только акушер-гинеколог. Но, жизнь опять меня повела дальше.

Первые роды, первая беременность у меня была такая стрессовая, сложная, со всеми проблемами, о которых тут уже говорилось. Я трижды лежала с угрозой, лежала в одной палате с женщинами с прерыванием беременности. Это тоже было шоковое состояние. История обычная, как оно и бывает. Я абсолютно согласна с тем, что это обязательно должно быть разделено: беременность и вся остальная патология. Мои роды были сложные. Потом, у меня девять лет было бесплодие, и весь мой путь к дальнейшему рождению четырех детей - это уже неофициальная, традиционная медицина была. Потому что официальных врачей я прошла всех, будучи сама врачом, - это результатов не дало. А потом: здоровый образ жизни, закаливание, встреча со многими людьми, там и Чарковский, и прочие - это уже был путь не официальной медицины.

И первые свои домашние роды я принимала дома в 1985г. Естественно, после этого меня уже вывело на домашние естественные роды. Мой опыт домашних родов уже 21 год, и это путь в медицине к повивальному делу. Работая в женской консультации, я всегда получала стресс, потому что вела группы. Девочки, которые приходили ко мне от своих докторов в женской консультации, потом успешно рожали со мной же дома без кесарева, без всяких патологий. И на каждой конференции мне говорили: «Елена Николаевна, мы с вами как на пороховой бочке». Все нормально рожали, да, нормально, но, тем не менее, я для них представляла опасность. В итоге пятый мой ребенок просто меня «уволил» с работы. Я еще не знала, что беременна. Просто не хотела находиться в этой атмосфере. Я узнала, что я беременна через две недели после того, как уволилась по собственному желанию из женской консультации. Ну просто не мог мой пятый ребенок там находится, и я ему искренне благодарна, потому что сама бы я никогда не решилась на этот шаг, чтобы взять просто так и уволиться. А там всё так сложилось хорошо. И вообще - нас ведут. Первого я рожала в роддоме - со всеми вытекающими последствиями, а четверых мы рожали дома, с мужем вдвоем. Это уже совсем другие дети и совсем другая история, естественно. Третий мой ребенок привёл меня в христианство, в православие, т.е. Я крестилась когда мне было 35 лет. Тоже, не зная, что я еще беременна, я стала ходить в храм. Потом узнала. Я крестилась во время беременности вместе с этим ребёнком, и уже после этого мой путь был связан с православием. И вот - пятый ребенок. Вот дети! Что хотят, то и делают. Пятый мой ребенок меня уволил из женской консультации, с тех пор я «птица свободного полета». И постоянно меня приводит в повитушество, я постоянно повышаю свою квалификацию с этими древними традициями, и очень благодарна тоже за это судьбе.

По поводу официальной медицины. Я сама тоже врач, поэтому я понимаю, что врачи делают то, что они обязаны делать, то, что инструкция им предписывает. Иначе нельзя в условиях этой системы, этой схемы. Но они правильно поступают, я врач, я тоже так делала. Но я своим девочкам в консультации говорила: «Я пишу вот эти назначения, а ты напиши отказ от обязательств». Я обязана это написать, потому что врач гинеколог - это стрелочник, на которого валятся все шишки, если что-то где-то, не дай Бог, с женщиной не правильно, то виноват будет врач женской консультации. Поэтому, когда ко мне приходят мои девочки, с которыми я начинаю заниматься и готовить их к родам, и начинают выплескивать наболевшее: страхи, и этот негатив, который они получили в консультации, я этот подход всегда рассказываю. Если врач достает Вас со своими рекомендациями, как вы считаете, слишком дотошно, это значит – хороший доктор, он всё делает правильно, поблагодарите его за это. Только чувство благодарности, потому что не дай Бог что-то, где-то, как-то. Почему не сделано это, это, это? Действительно, да, она обязана была это сделать. Поэтому принимайте с благодарностью то, что советуют опытные специалисты.

Про всё наше повивальное дело. Вот говорят: «Ваше слово – капля в море, оно что-то значит, или не значит?» Сколько нас здесь: раз, два, три, но не больше десятка, кто этим занимается. Занимаются только те, кого Бог привел к этому делу, и занимаются только те, кто не может этим не заниматься. Каждый раз я себе в сентябре, когда сезон начинается, говорю: «Всё, не буду, зачем мне эти стрессы? Зачем мне эти сложности? Все не буду». Сентябрь – у меня уже группа готова, и куда же я от них денусь, если ко мне приходят 3-й, 5-й, 7-й раз рожать разве я могу сказать: «Нет, 5-го я у тебя приняла, а 6-го не буду». И я все равно иду, и каждый из нас скажет то же самое. Потом рожают, пожалуйста, сестры, племянницы, дети, уже дочки у меня рожают, которые мамы у меня рожали, уже внуков у меня рожают, потому что я занимаюсь 21 год. Дети, которых я знала с детского сада, практически, сейчас идут ко мне рожать. И если это происходит, наша капля, что-то значит, для чего-то она нужна. Вот 21 год, назад, когда я первые роды принимала, еще и даже 15 лет назад, когда нас было: раз, два, три, не больше. Ирина Мартынова, я, вот Ольга Ивановна, Людмила Васильевна, нас было совсем мало, это было совсем капля в океане, действительно. Но, тогда и в родильных домах была ситуация совсем другая: поголовная стимуляция родов, ребенка к груди прикладывать не давали, тогда и папу на порог не пускали. А сейчас-то, через эти 15-20 лет - к груди прикладывают, с мамой ребёнок находится, папу пускают в родильный дом. Кое-где там даже в воду пускают маму, водные роды устраивают. То пускают, то не пускают - волнообразный процесс. Он тоже всё-таки должен пройти. Эти капли, они складываются в океан, они меняют ситуацию, и я так надеюсь, что наше это первое собрание за круглым столом будет не последним.

Для чего мы собрались вместе? Чтобы высветится, засветить пространство, т.е. несколько свечечек собрались – и они уже огоньком побольше светят, правильно? И этот огонек уже виден, он уже светит во все стороны. И я надеюсь, что вот еще какое-то время пройдет, и он разгорится дальше, и его уже видно будет в нашем обществе. И это просто заставит официальную медицину изменять подход к человеку, потому, что сами женщины потребуют этого. Благодаря этому уже сейчас в роддомах делается много из того, что десять лет тому назад было просто абсурдом и просто не могло быть никогда, а сейчас это уже стало естественно. Вот она - эта капля, как раз наша первая ласточка, первый огонёк, - он очень важен. И пусть этот наш огонек светит, я не знаю, костром, прожектором, просто на весь мир засветит этот огонек. И то, что мы здесь сегодня собрались, ну дай нам Бог успеха.

.

Елена

Я у Натальи Алексеевны прошла лекционный курс о культурных традициях Руси и народных обрядах два года тому назад. Здесь я с супругом. Меня зовут Елена, мой муж – Роман. Мы ожидаем ребёнка, и люди, к которым я сейчас хожу на занятия - это Елена Николаевна и Софья Леонидовна. Вся система для меня очень легка, и я много чего вычерпываю из этой концепции, и столько дел во время беременности, столько занятий подготовка к родам. Это как бы личное восприятие. А так бы хотелось, чтобы все эти наши беседы на более широкий круг были рассчитаны. Я знаю, что у нас одна девочка из театральной академии тогда на радио вела программу. Как бы вот это продолжить, и продлить это радиовещание? Хотя бы начать с местной станции, а потом выйти на широкий круг, потому что тот, кто хочет услышать, он услышит и придет. Я за то, чтобы в массы шло всё это.

Повивальное дело – это современно!

.

Роман.

Я в первый раз об этом услышал от своей супруги. Я присутствовал при рождении ребенка. С Еленой Николаевной это происходило. Будучи свидетелем этого действия, я однозначно, отмечаю только позитив.

Е.Н. - Опять же нужно смотреть, как ребенок захочет. Вдруг что-то… Иногда нужно, чтобы роды проходили и в роддоме, ребенок подсказывает.

Р. - Конечно, конечно

- Что Вам дало в родах ? Что это для Вас: заниматься не просто приемом родов, а повивальным делом?

.

Ольга Ивановна

Сейчас уже нет времени на это, в другой раз мы соберемся. А пару слов, буквально, к тому, что мы все сейчас говорили. Я просто хочу сказать, что уже 25 лет я принимаю роды и нахожусь в этом повивальном деле. Немало мы потрудились и делаем. Как хорошо говорила , негатив хорошо сформировался в отлаженный механизм, сплоченный, который действует, очень хорошо работает. Альтернатива ему - живое  – это правое дело, правое. И чтобы наше правое дело жило, хорошо, что мы все объединяемся. И вот загорелась одна свечечка, вторая, как сказала Елена Николаевна. Так вот, чтобы всё это не задули, мы и объединились. И объединились для того, чтобы осветить вокруг нас, то, что для других еще темно.

 

На круглом столе прозвучали доклады:

 

Обсуждались темы:

 

Новости