Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Круглый стол «Культура повивального дела в России»

Основные доклады.

Естественные роды, как духовный, психологический опыт.

А.Ю Гетманова., журналист, педагог 

Сначала давайте попробуем определить понятие «естественные роды». Я думаю, сколько здесь человек присутствует, столько есть формулировок и представлений о том, что такое естественные роды. В своем докладе я буду говорить о естественных родах, как о тех родах, где упование на Бога, больше чем упование на человека, участвующего в этом процессе. О родах, которые происходят согласно воле Божьей с помощью людей, которые в этом деле участвуют, где участники воспринимаются как инструменты и помощники. Акушер не воспринимает себя ведущим, или даже главным, как это, к сожалению, часто бывает в современных родах, когда врач берет на себя право решать все. Акушер ощущает себя исполнителем воли Божьей, главным является Господь, а дальше уже у всех складывается по-разному.

Каждый раз, когда я вынашивала ребенка, у меня возникала потребность найти в литературе осмысление религиозного опыта женщины в процессе беременности и родов, ее анализ своих духовных и психологических переживаний. И, увы, я таких текстов, практически, не находила. Можно найти книги, статьи, где говорится о физиологическом аспекте родов, где женщина анализирует свой физиологический опыт. Или, очень часто, анализ женского физиологического опыта проводится врачами, особенно, врачами мужчинами. И здесь в основном пишут не об опыте естественных родов, а том, как это должно быть теоретически. И огромная часть трудов посвящена патологиям. Это не то, что ищет современная женщина, когда интересуется чужим опытом для его осмысления. Вторая часть литературы содержит эмоциональные переживания. Сюда я бы отнесла различные книги американских авторов. Там очень много положительных эмоций, которые направлены на то, что будет все хорошо, все замечательно. Но, это только лишь эмоции, поверхностное осмысление: как приятно мне было держать ребенка в своем животе, кожа к коже. Это все правильно, но опять-таки, этого не достаточно для современной женщины.

Я, естественно, задумалась, почему нет текстов, где бы осмыслялся психологический опыт беременности и родов, соприкосновение с бытием, которое каждая женщина переживает в этот момент? Причина этого становится понятна в исторической перспективе. Женщина рожала детей 7000 лет и, конечно, она переживала и духовно, и религиозно, и психологически. Но женская культура существовала в устной традиции. Женщины не писали о том, что они переживали, они не осмысливали это в философских категориях. Это была область мужчины. Все свои переживания женщина сохраняла в себе, как Богородица в Евангелии «складывала в сердце своем». В наше время мы уже пришли к такому возрасту развития человечества и к такому возрасту развития женщины в человечестве (ведь женщина онтологически младше мужчины, как говорит Библия), когда женщина уже нуждается в осмыслении этого не только чувствами, но и интеллектом через психологический, философский и богословский анализ.

Я, конечно, не претендую на полное раскрытие, потому что полное раскрытие требует очень многих усилий многих людей. Я просто хочу указать лишь некоторые векторы, которые могут быть при разговоре о богословии родов. И они возможны, при условии, что роды протекают естественно, когда женщина переживает упование на Бога в большей степени, чем на человека. И этот вектор предлагается нам богословием Рождества, которое невозможно без богословия Пасхи. Точно так же богословие родов возможно в перспективе взгляда на второе рождение. Христос говорит о нашем вхождение в Царство Небесное, как о втором рождении, подразумевая, что мы имеем опыт переживания первого.

Есть указание на то, что переход смерти переживается, как второе рождение. Это иконография Успения Божьей Матери. Душа Божьей Матери изображается как младенец, спелёнутый на руках у Спасителя.

Наша жизнь соотносится с жизнью ребенка в утробе. Он проживает там целую жизнь, и потом выходит в другую жизнь. Процесс перехода из одной жизни в другую мы называем родами. Мы живем эту нашу жизнь и готовимся к следующему переходу, так же, как ребенок готовится к родам. И мы совершаем наш второй переход для того, чтобы родиться в Царствии Небесном. Таинство - это рождение нашей души через покаяние. Также и акушер является священником своего рода. Это женское призвание к священству, которое осуществляется здесь на земле в первом рождении, подобно тому, как священник помогает нашему второму рождению, рождению нашей души.

Плацента, которая жизненно необходима в утробе младенцу, уподобляется телу, которое жизненно необходимо нашей душе, для её роста здесь в земном мире. Это, конечно очень простые построения, они могут быть более сложными. Когда душа рождается, тело не имеет уже дальнейшей жизни, его жизнь закончилась. Смысл жизни закончился. Так же и плацента после рождения ребенка заканчивает свою работу. Она заканчивает свою миссию, мы ее хороним. Это очень большой и очень интересный ключ для разговоров с детьми о смерти, потому что дети не боятся рождения. Все кто рожал в присутствии других детей и акушерки, которые присутствовали на родах при других детях, знают, что дети не боятся родов, но они боятся смерти, как ее боимся все мы. Потому что, исходя из первого опыта, мы знаем, что это будет очень тяжело и это надо будет пройти. Деваться от этого будет некуда, но это надо будет пройти. И вот с этим страхом очень помогает справляться как раз вот такое богословское осмысление, что смерть – это второе рождение. Оно аналогично первому, только там работает душа, также напряженно, также сильно. А наше тело, как плацента, становится ненужным и предается земле. Это аналогия, и подобных аналогий очень много.

Еще один момент. Откровение, которое происходит только в естественных родах - это откровение матери о ребенке. К сожалению, когда роды идут не естественно, когда маму «насилуют» в родах и ребенка тоже, мама это откровение не получает. Ребенок творится Господом в материнской утробе. Вместе с родителями происходит это сотворчество. Каждый ребенок неповторим. На языке философии это осмысляется как индивидуальность, как экзистенция. И все народы всегда пытались понять, почему же люди, рожденные в похожих условиях, так различаются. Далеко не все определяется физиологией и генами. В принципе, это тайна. Мы только можем сказать, что в каждого ребенка с самого начала Создателем закладывается своя энергия, своя уникальность, с которой он и пойдет по жизни. А вот откровение об этой энергии происходит в родах. Когда они текут естественно, то ребенок рождается так, как он будет жить. И в последствии мама, наблюдая за темпераментом и особенностями характера своего ребенка, может вспомнить, как шел родовой процесс, и провести аналогии. Он увидит, что ребенок был такой изначально, вел себя подобным образом еще в родах. И, деятеля, который родился за 1,5 часа, невозможно сделать созерцателем. Он такой, какой он есть и эта энергетика является в родах. Именно поэтому, один родился за 1,5 часа, другой будет рождаться сутки у одних и тех же родителей.

И если естественный процесс «насилуется» стимуляцией только для того, чтобы роды произошли быстрее, когда в этом нет особой нужды, мать и ребенок лишаются первого знакомства. Не получают опыта сопереживания, сотрудничества и взаимного доверия, которые даются в момент этого серьезного и важного испытания. Женщине перекрывается этот канал информации о своем ребенке, с которого она всю жизнь считывала бы знания о нем.

В наше время у женщин очень мало осмысленной потребности в естественных родах. У некоторых женщин она присутствует в качестве страха перед роддомами, где могут унизить, где могут бесцеремонно вмешаться в естественное течение родов, но осмысленных слов, для того чтобы выразить, «почему я хочу рожать естественно», женщина не находит. Поэтому очень важно эти слова сформулировать, чтобы женщина смогла осознать свои желания и свое место и роль в акте рождения ребенка.

У меня был такой пример. Я разговаривала с одной женщиной, которая уже не в молодом возрасте родила единственного ребенка. Она поэт, философ, очень интересный образованный человек. И при этом она мне рассказала такой диалог со своим акушером:

-Разрежьте меня, чтобы не мучится.

-Да у тебя все в порядке, ты сама родишь через пару часов.

-Разрежьте меня, чтобы не мучиться! Все равно, не буду его рожать сама! Разрежьте, и всем будет лучше!

«В итоге он меня промучил пару часов, затем все-таки сделал , достал. Все хорошо».

И это говорил очень умный человек. Но она подключена совсем к другому процессу, к пространству философии, литературы, и даже беременность не ввела её в пространство женской культуры. Вся сторона женской культуры для нее оказалась не осмыслена. Но если бы, и думая о родах, она нашла бы слова на своем интеллектуальном языке, объясняющие, что это не просто физиологический процесс, который надо перетерпеть и забыть как страшный сон, а то, что это откровение для каждой женщины, что это уникальная информация, которую ни откуда больше получить невозможно, она бы по-другому относилась к родам. И другие бы женщины к этому относились по-другому. Возникала бы эта большая потребность в естественных родах, не только для физиологического здоровья ребенка, но и для своего психологического и духовного обогащения.

 

На круглом столе прозвучали доклады:

 

Обсуждались темы:

 

Новости