Главы из книги "Родиться по собственному желанию"
О приобретении книги*имена участников изменены*
В 1979 году Игорь Борисович решил, что нам пора двигаться дальше. Плавание грудных детей - это только первая ступень в реализации наших планов. А теперь мы должны перейти к водным родам. Для этого мы сняли двухкомнатную квартиру на Нагатинской набережной. Установили там два аквариума. Для начального периода родов - большой аквариум, в котором роженица будет проводить много времени, когда у нее начнутся схватки. Там она сможет принять любое удобное положение, сможет передвигаться в воде, отдыхать на стуле, поставленном прямо в воду. И для рождения ребенка - маленький аквариум, который заполнялся чистой водой. Кроме того, в квартире был диван, и кухня со всем необходимым, чтобы женщина во время родов находилась в условиях максимального комфорта.
Нашлись и "добровольцы" из компании известных педагогов супругов Никитиных. Эти женщины понимали, что роды - это естественный процесс, который они могут совершить сами, без медикаментозного вмешательства, и не хотели, чтобы кто-то распоряжался их родами. Согласились на первые водные роды четыре супружеские пары.
Итак, все было готово. Оставалось лишь дожидаться нашего общего "первенца". Вместе с нами этого события ждал и наш кинооператор. У нас был заказ из Швеции на фильм о родах в воде. За несколько лет до этого шведы начали снимать наших плавающих младенцев - с их точки зрения, это были сенсационные материалы, которые заинтересуют весь мир. Наверное, так оно и было - но в России все оставалось по-прежнему. Мало кто знал о том, что детей можно учить плавать с первых дней жизни, а главное - зачем это нужно. И вот теперь, когда у шведов накопилось уже достаточно много материалов о водных детях, они захотели получить новую сенсацию - водные роды.
Первой стала Лена. Ей было уже 30 лет. С точки зрения официальной медицины, это называется "старая первородящая", и от нее ожидают всевозможных осложнений в родах. С нашей точки зрения, это хороший зрелый возраст, и если женщина здорова, то она вполне способна благополучно родить.
В то время для меня основная сложность была в том, что у меня был только традиционный роддомовский опыт. Акушерка в роддоме выполняет только строго определенные функции в определенный период родов. Не она выполняет вагинальный осмотр перед родами, не она следит за состоянием и готовностью родовых путей. И после родов не она зашивает разрывы и не она занимается ребенком. А при домашних родах все эти функции выполняет один человек. На самом деле в этом нет ничего противоестественного - ведь раньше, когда роды принимала повитуха, она одна делала все это, и вполне справлялась со всеми этими задачами. И мне нужно было всему этому учиться на практике. Чем дольше я работала, тем больше процедур я могла выполнить сама - интубирование ребенка, ручное отделение плаценты, зашивание разрывов промежности третьей степени, и многое другое. Но тогда у меня еще не было такого опыта, и в случае осложнений нам могла понадобиться помощь.
В нашем случае меня слегка смущало то, что уже отошли воды. В роддомовской практике считается, что ребенок не должен оставаться без вод более 12 часов - есть опасность асфиксии. Поэтому после отхождения вод, если схваток нет, в роддоме сразу делается стимуляция, и вскоре женщина рожает. А наши роды явно затягивались, и малыш оставался без вод дольше "положенных" 12 часов. Однако все шло хорошо. Я часто проверяла сердцебиение ребенка, все было в норме. Позже у меня был ряд таких случаев с ранним отхождением вод, которые завершились у нас естественными родами.
Итак, наш малыш родился. Мальчик. Гриша. Несмотря на то, что после отхождения вод прошло 36 часов, у него не было ни малейших признаков асфиксии. Он был розовый, сразу закричал, потом начал ровно и глубоко дышать. Обвития пуповины не было. Все это время наш оператор, приехавший перед самым рождением ребенка, снимал наши первые водные роды.
Если ребенок рождается в воде, стресс проходит быстрее, чем "на суше" - вода создает комфортные условия для мозга ребенка, у ребенка больше энергии из-за улучшенного питания через плаценту во время родов, ему легче двигаться через родовые пути благодаря повышенной эластичности тканей в теплой воде. В результате через 15-20 минут такой ребенок уже способен активно сосать. Это показатель того, что ребенок здоров и уже восстановился после рождения.
В каком состоянии мы были - это не передать словами! Все мы понимали, что произошло нечто очень значимое. Глобальное событие. Сенсация мирового масштаба. Чарковский был вне себя от счастья - сбылась его давняя мечта!
В этот момент родилась новая традиция - "обмывание ножек" в самом буквальном смысле! Мы открыли бутылку шампанского и разлили его в шесть фужеров - нас было шестеро, не считая маленького Гришу. Потом из каждого фужера отлили часть шампанского в глубокую тарелку и поставили крошечные Гришины пяточки в эту тарелку с шампанским. А потом снова вылили это шампанское в наши фужеры, и выпили за здоровье этих ножек и их хозяина.
Поздравили маму и самих себя с удачным завершением нашего "эксперимента", хоть я и не люблю это слово. Правильнее было бы сказать так: с возвращением к естественным родам, без медикаментозного вмешательства. Мы ведь не сделали ничего особенного - мы просто не стали мешать маме и ребенку! Мы дали ребенку родиться в тот день и час, когда он сам этого захотел - или как решил Создатель. Мы не вмешивались в этот процесс, мы не торопили ребенка стимуляцией, мы не усыпляли его снотворным. В результате ребенок не был травмирован в родах - он быстро отдохнул и попросил поесть, а это очень хороший признак: значит, ребенок здоров и чувствует себя хорошо!
Лена тоже была в восторге от своих родов - это было так не похоже на все, что она знала о родах в роддоме! То, что все мы совершили, было в каком-то смысле "подвигом". Было такое ощущение, как будто мы участвовали в подготовке космического полета, и вот теперь он позади, и все прошло удачно! А Лена, не побоявшаяся пройти через это самой первой, была нашим Юрием Гагариным.
Чарковский говорил, что он так счастлив, что ему хочется кричать на весь мир. У нас сохранилась фотография, сделанная в этот момент - Игорь Борисович в сдвинутой набекрень белой медицинской шапочке. А выражение лица такое потрясенное, как будто он спрашивает молодых родителей: "Ребята, да как же вы могли на такое решиться?! Ну ладно, мы с Мартыновой - ненормальные. Но вы-то?! Как?"
Хотелось поделиться со всем миром этой сенсацией. Ведь это были самые первые водные роды в России - а может быть, и в мире? Во всяком случае, мы ничего не слышали о том, чтобы в других странах практиковались роды в воде. Это потом, в конце 80-х годов, появились клиники во Франции и в США, где можно было рожать в специальном бассейне. Но в марте 1980 года этого еще не было.
В апреле мы провели вторые роды. Марина была помоложе - 24 года, и тоже первый ребенок.
В мае произошли наши третьи роды. Вера была нашей первой роженицей, у которой это был уже второй ребенок. Значит, только она могла сравнить свои ощущения с роддомовскими. Конечно же, наши роды понравились ей намного больше! Во-первых, она поняла, что находиться в воде во время схваток намного приятнее, чем лежать на кровати или ходить, скрючившись, по больничному коридору. Во-вторых, здесь рядом с ней находился муж, и это очень помогало ей - он все время держал Веру за руку и как будто брал на себя часть ее боли. В-третьих, в роддоме ей делали стимуляцию, и боль после этого была чрезмерной, непереносимой. А у нас все шло в естественном ритме, и боль казалась вполне терпимой. И снова подтвердилось наше предположение о спазмолитических свойствах воды. Вера сама выбрала самое удобное для себя положение - на корточках. Вокруг - только знакомые и близкие люди, к которым она испытывала доверие. Вера была в восторге.
И, наконец, уже в июне, четвертые и последние наши водные роды. У Гали был узкий таз, но ребенок был не крупный, и все прошло благополучно. Вода смягчала боль, и Галя это ощущала.
К этому времени о нас уже многие знали - слухи распространялись среди знакомых - и многие хотели родить с нами. Образовалось что-то вроде "очереди". Но я заканчивала учебу, и мне нужно было уезжать из Москвы. Поэтому мы временно прекратили нашу деятельность.
Так началась революция в акушерстве - пока еще тайная. Явной она станет позже, в 1984 году, когда я приеду в Ленинград принимать первых водных ленинградских детей.