возрождение традиций повивального дела 
Святое семейство
 
Ода родам  
   
Главная
Новости
Повивальное искусство
История водных родов
Наши единомышленники
Автор сайта
 
 
 
   

Статьи


Православные традиции в родовспоможении

Н.А.Жаркин, Профессор, зав.каф. Медицинского Университета г.Волгограда

Досточтимые Священнослужители! Многоуважаемые коллеги!

Профессиональная деятельность акушеров-гинекологов напрямую связана с репродуктивной политикой государства. Многим научным проблемам, которые стоят на сегодняшний день перед акушерско-гинекологической наукой и практикой можно дать различные направления, в зависимости от духовного и нравственного состояния конкретных людей. Например, можно бороться с абортами и в тоже время разрабатывать научные основы так называемого "безопасного" аборта в поздние сроки беременности, особенно у подростков понимая, что более низкого падения нравственности трудно себе представить. Можно разрабатывать методы ведения патологических родов, которые в несколько раз превышают число физиологических, непомерно увеличивать частоту операции кесарева сечения, доводя ее до 15% в среднем по России, а по Москве свыше 30% и не принимать во внимание необходимость проведения элементарного репродуктивного ликбеза с будущими родителями. Можно возмущаться эпидемией заболеваний, передающихся половым путем и одновременно убеждать о преимуществах защищенного полового акта, тем самым развращая сознание молодежи гарантией "безопасного" секса. Акушеры-гинекологи стоят у начала жизни человека и теми же руками, которыми принимают новорожденного делают аборты, выполняя «социальный заказ», тем более что аборты приходится делать в 2-3 раза чаще, чем принимать роды. Почему на нашу долю досталась такая планида? Потому что мы оказались на службе антихриста. Попробую пояснить.

Обратим внимание на некоторые моменты из истории. Революционная смена общественно-экономической формации в 17-м году предусматривала переделку умов, традиций и общественного уклада целого народа, а духовно произошла подмена служения Богу в духе и истине на идолопоклонство. Для этого требовалось уничтожить прошлое, вначале - носителей традиций, что было сделано путем массовых террористических акций, а потом и память о них. Но оказалось, что генофонд, т.е. память, передаваемую от поколения к поколению через культуру вообще и родительскую культуру в частности, уничтожить очень трудно. И началась перестройка системы родовспоможения. Первое, что было сделано – это легализация аборта. Затем были построены колхозные родильные дома, что привело к двум негативным результатам - дети стали появляться на свет в казенном доме, и отец ребенка был изолирован и исключен из процесса рождения. В свете современных научных знаний по психологии нерожденного ребенка, примеров развитых Европейских стран, например, Бельгии, Великобритании, Нидерландов, в которых все физиологические роды, а их около 70%, проходят семейно дома, а также нашего 10-летнего опыта проведения семейных родов факт изоляции роженицы можно расценивать как первую атаку на генетическую память новых поколений. Затем последовали следующие шаги: укрупнение родильных домов и превращение их в «фабрики деторождения» с полной внешней изоляцией; широкое применение наркотических анальгетиков для обезболивания схваток, вызывающее подавление сознания и воли у женщины; разлучение матери и ребенка тотчас после родов на сутки и более, что обеспечивает формирование чувства страха, незащищенности, одиночества и безысходности у новорожденного и невроза у матери; обездвиживание младенцев тугим пеленанием, способствующим у них развитию тяжелого стресса; кормление по часам, нарушающее физиологию грудного вскармливания и создающее условия для развития гипогалактии (недостатка молока) и мастита; принятие законов, ограничивающих право женщин на материнство - необходимость раннего выхода на работу (через 56 дней после родов), изоляция детей от родителей в детские дошкольные учреждения и др. Поддерживалось общественное мнение о родах как о мучении и страдании, а дородовая подготовка сводилась лишь к решению проблемы борьбы с болью, не обращая внимание на формирование чувства материнства, духовной связи с ребенком. Это могло внести свою лепту в прогрессирующее и постоянное снижение рождаемости на протяжении всего периода существования Советского Союза. Сформировалось устойчивое мнение о родах как о страдании, которое можно пережить лишь один раз и не больше, и то лучше под наркозом. Сформировался негативный след в памяти новых поколений женщин, испытавших на себе во время их собственных родов муки рождения в условиях одиночества и страха. Потеряна родительская культура, позволявшая в свое время в семьях иметь 8-10 детей и передавать этот бесценный опыт от поколения к поколению.

Тем самым акушеры-гинекологи, вооруженные идеями борьбы вначале за светлое будущее, а теперь за права человека, доведенные до отчаяния нищенскими условиями существования в благодарность за тяжелейший, преимущественно ночной труд, были и остаются орудием в руках антихриста. Потому, что в России сложилась традиция, когда подготовкой к родительству занимаются акушеры во время беременности будущей матери, а не психологи, педагоги, наконец, семья, как это положено. В других странах этим пытаются заниматься перинатальные психологи, которые прекрасно знают о существовании психической жизни у плода и стараются, пока безуспешно, объяснить это акушерам. Американский психолог Дэвид Чемберлен пытается доказать наличие души у нерожденного ребенка, потому что поведение его по наблюдениям с помощью ультразвука (УЗИ) свидетельствует о более сложных нежели рефлекторных поведенческих актах. У нерожденного ребенка богатая гамма эмоций. Один врач из Саратова сказала мне: «Я очень люблю смотреть на УЗИ как малыш в утробе улыбается». Но ведь в культуре русского народа это было известно испокон века.

Христианство основывается на признании божественности происхождения человека, определяющая его дух, а материальным воплощением являются тело и душа, формирующаяся в сердце. Дух Святой, исходящий от Бога одухотворяет душу. Душа, по определению Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, есть совокупность органических и чувственных восприятий, воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов. Все это присутствует у нерожденного ребенка, о чем свидетельствуют предыдущие высказывания.

Признание Божественности происхождения человека дает ответ на вопрос когда начинается жизнь, смертен ли человек и когда он становится смертен, а когда бессмертен. До зачатия вначале Лоно благословляется Духом Святым, а затем в нем происходит обретение души младенцем. Ребенок - это дар Божий, душа которого находится в Царстве Небесном. Об этом написано в Евангелии: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф., 19, 14.). С одной стороны, у беременной женщины есть исключительная возможность общения с Господом через ребенка. Вот почему женщины, носящие под сердцем малыша так внутренне красивы, так преображаются. А с другой стороны, если женщина в этот момент жизни не подчиняет всю себя состоянию беременности, занимается чем угодно – учебой, работой, наконец, ублажением мужа и т.д., но не ребенком, то тем самым она обкрадывает его ангельскую чистоту, отказывается от Покрова Пресвятой Богородицы, и получает соответствующую «награду» - тяжелые роды или болезни младенца.

В традициях русского народа духовное развитие будущей матери осуществлялось через молитву и очищение причастием. Прощение Богом грехов заключалось в счастливых родах (partus felix), рождением здоровых духом и телом детей. На Руси есть пословица: "Плохо рожают только грешные женщины".

Условием благоприятного течения беременности и родов являлось соблюдение заповедей Божиих: любовь к людям, милосердие, жертвенная любовь к внутриутробному ребенку. Эта жертвенность проявлялась в том, что женщина меняла образ жизни ради ребенка, отказывалась от любимых дел, привычных забот, которые могли бы отвлечь ее от главного - вынашивания беременности, подготовки к родам и появлению ребенка. Одним из непременных условий было целомудрие и воздержание. В сравнении с современными рекомендациями мы видим противоположные взгляды на многие вещи, касающиеся беременности.

Во время беременности мать осуществляет физическую и духовную защиту ребенка от агрессии внешнего мира. Удивительно, но эта агрессия может исходить и от самой будущей матери - безрассудное поведение, удовлетворение своего Эго, даже просто безразличие к младенцу или неумение с ним общаться приводит не только к психотравме, но подчас к отказу от жизни неродившихся младенцев. Наиболее ярким проявлением такой реакции на агрессивное окружение является обвитие пуповины вокруг шеи или туловища плода, которое можно расценивать как суицид. Душа ребенка, как отражение его чувственного состояния, развивается под влиянием матери, ее душевного состояния и духовности. Ребенок любит свою мать безраздельно такой, какая она есть. Она – его первая любовь. Эта любовь также глубоко жертвенна. И если у матери есть нераскаянные грехи, то дети адсорбируют их на себе, страдая от соматической патологии (аномалии развития, болезни и др.). Т.е. дети несут на себе печать родительских грехов - от асфиксии до уродств и смерти.

Как известно по работам С. Грофа, во время беременности и родов формируются психологические матрицы плода, т.е существует память. Они не могут формироваться из ничего. "Строительным материалом" для их построения служит материнское участие или, наоборот, неучастие в ребенке. Благочестивое окружение ребенка обеспечит психологический фундамент будущего добродетельного человека. Если не пойти по этому пути, то предлагается путь вразумления через скорби, болезни, чтобы умягчить сердце матери. Родовая психотравма может проявляться в нескольких вариантах: агрессия, безволие, отступление, пассивность, страх и, наконец, отказ от жизни (угроза выкидыша, обвитие пуповины и др.). Поэтому еще раз хочется повторить, что основным методом профилактики психотравмы плода и новорожденного является духовное развитие будущей матери.

Развитие души и физическое совершенствование также было очень важным в родительской культуре русского народа. Душевное развитие беременной происходит через искусство, народное творчество, общение с природой. Женщине старались создать благоприятные условия жизни, ослабить заботы по дому. Прекрасным занятием для беременной считалось рукоделие. В православной традиции это делается с молитвой. Физическое развитие матери и плода осуществлялось через христианский образ жизни, соблюдение благоприятного режима, питания, труда и отдыха будущей матери, соблюде-нии традиционного уклада семьи. Через этот уклад начинается собственно воспитание ребенка в духе национальной культуры - приобщение к отношениям между членами семьи, языку и молитве, национальной кухне, одежде. Будущая мать должна знать о приоритетах поведения, которые унаследует ее малыш.

Культура деторождения на Руси самобытна и уникальна. Как ученый и практик могу с уверенно-стью сказать, что элементы национальной культуры деторождения могли бы быть очень полезны для современной акушерской практики. Это связано с тем, что в среде народа лучше сохраняются сведения, данные Премудростью Божией. Мы давно это поняли и уже более 6 лет практикуем принципы родоразрешения, применявшиеся нашими предками, и уверены, что помимо медицинских результатов это способствует духовному возрождению нации. Карл Юнг говорил, что если человек развивается не в национальных традициях, то он погибает для своего народа.

К сожалению, современные принципы перинатального акушерства (обезболивание родов наркотическими анальгетиками или спиномозговой анестезией, необоснованное увеличение частоты кесарева сечения и особенно кесарево сечение по осознанному или подсознательному желанию женщины) - это духовное обкрадывание роженицы, приводящее к тяжелым личностным и медицинским проблемам и психотравме у младенца. Дети, которые родились противоестественным путем, а таких становится все больше и больше, не прошли путь первой самостоятельной борьбы за существование или в результате этой борьбы не ощутили счастья победы (родились в асфиксии) - имеют психотравму. Исправить это гораздо труднее, чем предотвратить.

Православные традиции повивального искусства состоят в том, чтобы не мешать женщине рожать, оберегать ее от всего того, что может нарушить ее целомудрие, потому что в родах женщина открыта. Присутствие людей, не понимающих таинство рождения человека телесного и духовного недопустимо, потому что пачкает и разрушает Божественную чистоту. В этом смысле акушерки становятся ангелами-хранителями матери и ребенка. Если акушерка этого не понимает или нарушает, то за такой тяжкий грех как правило следует должное воздаяние. Профессионализм в сочетании с нравственностью, по-видимому, является главным и единственным условием выбора профессии акушерки и врача-акушера.

Доказательством этих выводов служит научный анализ результатов внедрения с 1996 года системы подготовки семейных пар к родам, разработанной на кафедре акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета и ставящей перед собой целью развитие человека (матери, ребенка и отца) в его триипостасной сущности - духа, души и тела на основе православной культуры. Система предполагает выполнение трех взаимосвязанных программ: образовательной, воспитательной и оздоровительной. Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания. Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком. Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью используются медицинские методы и оздоровительная гимнастика с элементами массажа в гимнастическом зале и бассейне. В основе образовательной и воспитательной программ лежат два взаимодополняющих и взаимообусловливающих положения. Первое – признание психической жизни у внутриутробного плода. Второе – возрождение православной родительской культуры на основе национальных семейных традиций русского народа. Если детей воспитывать в другой, не в русской культуре, то у ребенка возникает внутренний конфликт, проявляющийся в виде асоциального поведения и болезней.

Имеется много противников тому, чтобы воспитательной работой занимались медики: "к вере должны приводить священники, общество не готово к такой информации" и т.д. Должен сказать, что наше общество не будет готово к этому и позднее, поскольку родовые матрицы памяти обеднены отсутствием Духа. Поэтому мы считаем важным помочь людям почувствовать в себе потребность благодати Божьей. У каждого своя работа, свое служение. Священники участвуют в совершении церковных таинств. Мы, врачи, участвуем в совершении таинства рождения Ребенка, Матери и Отца. Врач вносит свою лепту в духовное воспитание, как это делают родители, учителя, священники и многие другие. Мы ощущаем это как нравственный долг.

За 6 лет работы подготовку прошли более 300 семейных пар. У большинства женщин роды отличались мягким течением, отсутствием болей, богатством эмоциональных проявлений. Акушерских осложнений было на порядок меньше, чем в популяции, а кесаревых сечений – 1% против 15% в среднем по г.Волгограду и России. Если встречались осложнения, то они как правило проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов, неверие в собственные силы, легкомысленного отношения к психологической работе над собой.

Таким образом, характер родовспоможения играет существенную роль в обеспечении здоровья нации, сохранении духовных традиций, поддержании ее генофонда. Возрождение духовности русского народа наряду с другими путями возможно через восстановление Православной родительской культуры. Сегодня в медицине в целом и в акушерстве-гинекологии в частности необходимо перевесить чашу весов с решения материальных проблем на нравственную переоценку своей работы. Это позволит изменить затратный принцип работы на рентабельный. Нужно менять сознание общества, и врачи акушеры-гинекологи, стоящие у истоков новых жизней, ежедневно прикасающиеся к чуду рождения человека, являющиеся свидетелями одухотворения тела, как никакие другие специалисты могут быть сопричастными этому.

Текст выступления взят с сайта http://www.mmom.ru

Интересное в статьях:

Баня и беременность, влияние на здоровье. Как нужно париться. История бани.

как можно их избежать, и как определить, можно ли Вам оставаться дома

как можно их избежать, и как определить, можно ли Вам оставаться дома

Т.А. Бачурина, Врач-неонатолог (микропедиатр)

Передача наследственной информации происходит не только через химическую структуру

Все больше женщин и семейных пар сознательно выбирают домашние роды

«Безвредный» ультразвук может... повреждать генетический аппарат.

Т.А.Малышева. Акушер-гинеколог. Доктор философских наук.

А.Ю Гетманова., журналист, педагог.

М.Е.Комова. Директор учебно-практического центра «Свобода. Творчество. Развитие».

Исследование (5418 случаев) в США

Хасанов А.А., Мальцева Л.И., Хамитова Г.В.

Казанская Государственная медицинская академия, Казанский Государственный медицинский университет.

Н.А.Жаркин. Профессор, зав.каф. Медицинского Университета г.Волгограда

Т.А.Малышева. Акушер-гинеколог. Доктор философских наук.

 
       
2006-2007, Повитуха.ру.
Использование материалов без разрешения авторов сайта запрещено.
Сайт разработан и поддерживается Abacus Ltd